Судостроение, судоремонт и эксплуатация флота УДК [621.791.053.019:620.178.3]: [629.5.023.4–034.14:539.434] Нгуен Ньян ОГРАНИЧЕННАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ ДЕФЕКТНЫХ СВАРНЫХ ШВОВ КОРПУСНЫХ КОНСТРУКЦИЙ Представлены результаты исследования влияния дефектов сварки корпусных конструкций на усталостную прочность и долговечность корпусной стали PCD 40 с дефектами при циклическом нагружении, а также результаты исследования долговечности стали без дефектов. <...> Анализ напряженно-деформированного состояния образцов с дефектами и без дефектов методом конечных элементов позволил определить коэффициент концентрации напряжений, который составил 3,2. <...> Так как концентраторами напряжений в основном являются сварочные дефекты, была проведена экспериментальная оценка влияния площади дефектов на долговечность сварных соединений. <...> Установлено, что увеличение площади дефектов до 75 % приводит к снижению долговечности сварных соединений на 76 %, причем при увеличении значения относительной площади дефекта до 15 % число циклов до поломки образца уменьшается незначительно. <...> Дальнейшее увеличение площади дефектов до 50 % приводит к снижению долговечности до 42 %. <...> Ключевые слова: выносливость, долговечность, сварное соединение, корпусные конструкции, испытание на усталость, дефекты сварки. <...> Введение Прочность и долговечность корпусных конструкций определяется качеством выполнения сварочных работ. <...> В процессе эксплуатации корпус судна испытывает следующие виды нагрузок: − статические (вес судна и давление воды на погруженную часть корпуса (силы поддержания)); − динамические (проявляющиеся при качке судна на взволнованной поверхности воды: силы инерции массы судна, силы сопротивления воды, ударные силы при слеминге, удары судна о лед и т. п.); − циклические (действующие при плавании на волнении). <...> При воздействии на корпус судна переменных циклических нагрузок происходит накопление необратимых микропластических деформаций в структурно-неоднородных <...>