Судостроение, судоремонт и эксплуатация флота УДК [629.561.5.03-8.001.63:624.042.43]:656.61.052.5(262.81) А. А. Темникова ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСЧЕТНОГО ДИАПАЗОНА ЗНАЧЕНИЙ ЛЕДОВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ЛЕДОКОЛОВ, ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ В ВОЛГО-КАСПИЙСКОМ МОРСКОМ СУДОХОДНОМ КАНАЛЕ И НА СЕВЕРНОМ КАСПИИ Способ расчета ледового сопротивления чрезвычайно важен при проектировании пропульсивных комплексов ледоколов и судов ледового плавания, поскольку именно от него зависит точность расчетных значений мощности судна и оптимальность выбора главного двигателя. <...> Разработана методика определения расчетного ледового сопротивления, применимая как при проектировании судна в целом, так и пропульсивного комплекса ледокола в отдельности. <...> Представлена структура методики, рассмотрен пример ее использования при проектировании пропульсивного комплекса для ледоколов, эксплуатируемых в Волго-Каспийском морском судоходном канале и на Северном Каспии. <...> Значения ледового сопротивления определяются для диапазона статистических значений, представленного рабочей областью для проектирования пропульcивного комплекса ледокола. <...> С учетом особенностей района эксплуатации рассчитаны значения сопротивления ледоколов в сплошном льду, в мелкобитом льду и на мелководье для исходного диапазона значений главных размерений и обводов корпуса судна. <...> При определении сопротивления в мелкобитом льду учтена различная балльность сплоченности льда. <...> Обоснован выбор расчетного случая с практической и эксплуатационной точек зрения, расчетные значения сопоставлены со значениями ледового сопротивления ледоколов, эксплуатируемых в заданном районе плавания. <...> Расчетным значениям сопротивления судна соответствует ледовое сопротивление в мелкобитых льдах, достигаемое при сплоченности льда 8 баллов. <...> Введение Главные двигатели на ледоколах при работе в тяжелых ледовых условиях приходится загружать значительно выше их нормальной мощности. <...> При движении судна во льду <...>