Судостроение, судоремонт и эксплуатация флота СУДОСТРОЕНИЕ, СУДОРЕМОНТ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ФЛОТА УДК [621.785.5:004.45]:[620.178.3:629.5.083] Динь Дык Лок РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА РАСЧЕТА ПАРАМЕТРОВ УПРОЧНЯЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ СУДОВЫХ ДЕТАЛЕЙ ПРИ РЕМОНТЕ Рассмотрен вопрос определения параметров упрочнения судовых деталей. <...> Использован расчетный метод для определения параметров упрочнения без проведения трудоемких усталостных испытаний на образцах и опытных деталях. <...> Исследование проведено на образцах различных диаметров и опытных зубчатых колесах модулем 6 мм, упрочняемых различными методами. <...> Проанализированы результаты исследований и подтверждена целесообразность использования расчетного метода для исследования влияния параметров упрочнения на циклическую прочность деталей. <...> По результатам исследований разработан алгоритм расчета параметров упрочнения. <...> Для реализации алгоритма использовано натурное зубчатое колесо модулем 10 мм, изготовленное из стали 20ХН3А. <...> По предложенному алгоритму определены оптимальные параметры упрочнения: глубина слоя 2,0… <...> Величина эффекта упрочнения при данных параметрах упрочнения составляет 1,72. <...> Отмечено, что в результате цементации очаг разрушения переходит с поверхности в подслойную зону. <...> Сделан вывод о том, что предложенный алгоритм позволяет определить параметры упрочнения и эффект упрочнения деталей без проведения усталостных испытаний. <...> Ключевые слова: судовые детали, параметры упрочнения, усталостные испытания, циклическая прочность, цементация, эффект упрочнения, очаг разрушения. <...> Однако при неоптимальной и неправильной технологии прочность деталей становится ниже предела прочности неупрочненных деталей, поэтому определение оптимальных параметров упрочнения при разработке технологии упрочнения актуально. <...> На судоремонтных предприятиях параметры упрочнения определяются по справочным данным или по результатам длительных усталостных испытаний. <...> В [1, 2] предложена <...>