Судовые энергетические установки и машинно-движительные комплексы УДК 621.43-233.2:621.891 ББК 39.455.5-045:34.413 А. В. Кораблин, А. Ф. Сафиулин ПОВЫШЕНИЕ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ СУДОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ A. <...> Safiulin INCREASE OF WEAR RESISTANCE OF SLIDING BEARINGS OF MARINE INTERNAL COMBUSTION ENGINES Предложено решение проблемы изнашивания подшипников скольжения судовых двигателей внутреннего сгорания улучшением триботехнических свойств моторных масел. <...> Разработаны функциональные присадки на основе нанопорошков меди и алюминия. <...> Представлены результаты трибологических исследований при трении образцов в базовом и модифицированном моторном масле. <...> The solution of the problem of wear of sliding bearings of marine internal combustion engines by improvement of the tribotechnical properties of engine oils is offered. <...> Эффективное использование современного форсированного судового двигателя внутреннего сгорания (СДВС) в значительной степени зависит от технического состояния и надежности работы его деталей. <...> Анализ эксплуатации судовых двигателей показывает, что сроки проведения текущих и средних ремонтов определяются техническим состоянием деталей кривошипно-шатунного механизма, среди которых наиболее ответственные и быстро изнашиваемые – подшипники скольжения коленчатого вала. <...> Именно поэтому повышение эксплуатационной надежности судовых двигателей во многом определяется безотказной работой и техническим состоянием подшипников скольжения коленчатого вала. <...> В процессе работы подшипников скольжения СДВС имеет место износ рабочих поверхностей, который обусловлен неизбежно возникающими в процессе эксплуатации режимами работы при граничной смазке [2]. <...> Граничный режим смазывания характеризуется наличием непосредственного контакта трущихся поверхностей в зоне трения, что способствует увеличению адгезионных связей [3, 4]. <...> Таким образом, взаимодействие поверхностей сопровождается повышенным тепловыделением (вследствие высокотемпературных вспышек в дискретных контактах), деформациями <...>