СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ УДК 128/129 Е. А. Кленина, А. Е. Песков ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ КУЛЬТУРЫ Проводится мысль о том, что совокупность индивидуальных представлений о мире включает в себя такой неотъемлемый компонент, как представление о смерти, отношение к смерти. <...> Показано, что особенности отношения к смерти выступают одним из факторов культурной идентичности, поскольку способом ви́дения и отношением к смерти выявляются определенные закономерности и тенденции формирования жизненных установок и моделей поведения человека и общества в рамках одной культуры. <...> Этот факт свидетельствует о формировании своеобразия культур и, соответственно, исключает саму возможность их унификации. <...> Присутствие смерти в жизненном пространстве оставляет выбор: либо принять смерть как фактор естественный и необходимый (конструктивное отношение), либо игнорировать ее, изгоняя из повседневности (деструктивное отношение). <...> В истории мировой и отечественной культуры существовали периоды, когда отношения жизни и смерти были максимально гармонизированы: древнейшая восточная культура, культурная традиция Руси, христианская культура, культура раннего западноевропейского средневековья (модель «прирученной смерти»). <...> В подобных культурах дискретное понимание жизни и смерти сменяется континуальным, и поэтому в них актуальна идея гармонического взаимодействия жизни и смерти. <...> В российской культурной традиции тема смерти и отношения к ней – предмет особого осмысления. <...> Событие смерти рассматривается как нечто уникальное и ценное для духовного опыта человека. <...> Вместе с тем это традиционно болезненная, даже трагическая тема. <...> Отсюда – многочисленные проекты преодоления смерти, ставящие ценностный акцент не на смерти, а на бессмертии, отсюда и смерть человека – абсолютная, невосполнимая потеря, непреодолимое событие. <...> В современной культуре «избыточная» субъективность и эгоцентризм <...>