NOVITSKY) О. М. Новицкий – представитель русской духовно-академической философии XIX в., который рассматривал философию как развитие того, что заложено в глубинах человеческой души. <...> Возможность непосредственного познания определяется самодеятельностью разума, который выступает как способность к созерцанию и постижению предметов сверхчувственного мира. <...> Созерцания разума – идеи истины, добра, красоты – возникающие из этой разумной самодеятельности, являются особым видом духовного опыта и составляют содержание философии. <...> Ключевые слова: духовно-академическая философия; соотношение философии и религии; непосредственное познание; духовный опыт. <...> Орест Маркович Новицкий (1806–1884) – представитель киевской школы философского теизма, в творчестве которого, по мнению некоторых исследователей, можно выявить специфические темы и установки [1, с. <...> Как искусство невозможно без идеала, так и философия невозможна без идей. <...> Но в глубине нашего духа, полагает мыслитель, при первом пробуждении идей, при первом движении философии к развитию, она необходимо встречается с религией, с религиозными убеждениями и верованиями. <...> В связи с этим, указывает Новицкий, возникает вопрос об отношении философии к религии. <...> Но философия по своей сущности, как подчеркивает он, есть наука чистого мышления, то есть знание, истинность которого не зависит от опыта, напротив, истинность опыта зависит от его отношения к мысли и сама «истина для нашего мыслящего духа есть согласие мысли и бытия мыслимого» [2, с. <...> Отсюда философ делает следующий вывод: для того чтобы найти рациональный распорядок во всем разнообразии философских учений, надо проанализировать отношение мысли к мыслимому бытию. <...> Новицкий анализирует отношение философии к религии и затем – мыслящего духа к мыслимому бытию. <...> Рассуждая о соотношении философии и религии, академический философ отмечает, что они в своем существенном содержании близки друг другу, т. к. обращены <...>