СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ УДК 1(=161.1):129 ББК 87.3(2)6 Е. А. Кленина, А. Е. Песков ИММОРТОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ E. <...> Peskov IMMORTOLOGICAL IDEAS IN RUSSIAN PHILOSOPHY В русской философской традиции прослеживается стремление совместить представления о неразрывности телесного и духовного в человеке с идеей вечности души. <...> Это вело к утверждению о том, что бессмертие достижимо, причем распространяться оно должно на целостного человека. <...> Обоснование этого тезиса осуществлялось по двум направлениям. <...> Вопервых, физическая смерть, интерпретируемая как уничтожение всего отжившего, не исключалась, но приобретала позитивное значение как условие последующего совершенствования личности (Л. <...> Поэтому разработка иммортологических идей и вопроса о путях победы над смертью в русской философии привела, с одной стороны, к поиску позитивного значения смерти в качестве фактора развития личности, а с другой – к переводу проблемы в русло естественнонаучных исследований. <...> Идея бессмертия, безусловно, имманентна человеку, его жизни: «Мы умерли бы, если бы не умирали» (Гераклит). <...> Не случайно большинство религий и философских школ апеллируют к различным моделям бессмертия. <...> Однако эта идея набирает потенциальную силу только благодаря существованию смертности. <...> Поэтому вполне естественно обнаруживается, что идея бессмертия, как и феномен осознания смертности, – сугубо антропологическое явление. <...> Для русских философов характерным было рассмотрение смерти как элемента космического процесса, как разрушения целостности. <...> Совмещение представления о неразрывности телесного и духовного в человеке с идеей вечности души вело к утверждению о том, что бессмертие достижимо, причем распространяться оно должно на целостного человека. <...> Обоснование этого тезиса осуществлялось по двум направлениям. <...> об обретении бессмертия в богочеловеческом процессе, причем это сочеталось с восходящей к исихазму идеей обожения. <...> Необходимыми для этого процесса <...>