СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ УДК 13:159.9 ББК 87.216 А. Л. Немчинова КРЕАТИВНАЯ СУЩНОСТЬ ДИАЛОГА A. <...> Nemchinovа CREATIVE ESSENCE OF DIALOGUE Желание созидать, творить основывается на диалогических отношениях, в них реализуются все креативные потенции личности. <...> Диалогический человек не может быть разрушителем, поскольку диалог свидетельствует о богатстве его связей с миром. <...> Появление деструктивных тенденций у отдельных людей почти всегда обусловлено лишением их подлинно диалогического взаимодействия в семье, школе, вузе. <...> 123] предлагают условное разделение многочисленных определений творчества (креативности) западных исследователей: – на гештальтистские (описывающие креативный процесс как разрушение существующего гештальта для построения лучшего); – инновационные (ориентированные на оценку креативности по новизне конечного продукта); – эстетические или экспрессивные (делающие упор на самовыражении творца); – проблемные (определяющие креативность через ряд процессов решения задач); – психоаналитические или динамические (описывающие креативность как взаимоотношение двух инстинктов – Эроса и Танатоса). <...> Ныне существующие точки зрения на проблему соотношения креативности и деструктивности в подавляющем своем большинстве имеют основой положения, получившие развитие в конце XIX – начале XX в. в психоанализе. <...> № 1 (55) Именно этот факт, по нашему мнению, заставляет в очередной раз обратиться к фрейдизму для анализа истоков возникновения самого понятия «влечение к смерти», поскольку де структивность рассматривается как производная влечения к смерти. <...> Позднее он описал эти силы более детально: одну в качестве силы, поддерживающей жизнь, другую – в качестве силы, потворствующей смерти (и разрушению). <...> «Обе формулировки подразумевают биологическую, поведенческую и неразрешенную пару противоречий, поскольку большинство наших мыслей и поступков вызваны действием этих инстинктивных сил, но не каждой в отдельности <...>