22 ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ УДК 621.873.252:624.046 Ж. Л. Булатов, А. В. Синельщиков СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ДИНАМИКИ БАШЕННЫХ КРАНОВ С УЧЕТОМ БОЛЬШИХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ Zh. <...> Sinelshchikov STATE OF THE PROBLEM OF THE DYNAMICS OF TOWER CRANES TAKING INTO ACCOUNT LARGE DISPLACEMENTS Проведён анализ научных работ российских и зарубежных авторов в области прочности, устойчивости и влияния на устойчивость внешнего динамического нагружения башенных кранов. <...> Большинство авторов указывают на несовершенство методов проектирования башенных кранов, не позволяющих учесть податливость металлоконструкции крана и наличие дополнительных нагрузок. <...> По результатам анализа выделено несколько видов нестационарного нагружения. <...> Современное развитие численных методов, современные возможности вычислительной техники позволяют строить всё более сложные расчётные модели и решать задачу в динамической постановке. <...> Вследствие этого для разработки уточнённых моделей башенных кранов оптимальным является метод конечных элементов. <...> Ключевые слова: башенный кран, устойчивость, метод конечных элементов, прочность, динамика башенных кранов. <...> The article describes the analysis of works of domestic and foreign scientists in the field of durability, stability and influences on stability of external dynamic loading of tower cranes. <...> Most scientists specify imperfection of the methods of design of the tower cranes, not allowing to consider a pliability of a metal construction of the crane and existence of additional loadings. <...> Therefore, for development of the specified models of tower cranes the finite element method is considered to be the most optimum one. <...> Key words: tower crane, stability, finite element method, hardness, dynamics of the tower cranes. <...> Введение Башенные краны, в отличие от других видов грузоподъемных машин, из-за особенностей конструкции – большая высота при незначительных колее и базе (как правило, не более 6 м) – имеют повышенную чувствительность к условиям эксплуатации, в частности <...>