МЕХАНИКА ГРУНТОВ удк 624.15 Е.С. Моховиков, А.С. Буслов* Рязанский институт (филиал) университета машиностроения, *НИИОСП им. <...> Герсеванова АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЛЕЖНЕЙ НА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ И НЕСУЩУЮ СПОСОБНОСТЬ ГОРИЗОНТАЛЬНО НАГРУЖЕННЫХ ОПОР ЛЭП И КОНТАКТНОЙ СЕТИ ПО ДАННЫМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Аннотация. <...> Балки-ригели или лежни, уложенные в грунте перпендикулярно стволу горизонтально нагруженной опоры для повышения ее несущей способности, имеют достаточно широкое применение. <...> Однако вопросы технико-экономического обоснования выбора оптимальных размеров и числа лежней, влияющих на деформационно-несущую способность опор лЭП и контактной сети, изучены недостаточно. <...> На основании проведенных экспериментальных и теоретических исследований дается оценка технико-экономической эффективности применения лежней в зависимости от их геометрических параметров, количества и высоты приложения горизонтальной нагрузки на опору. <...> Ключевые слова: горизонтальная нагрузка, опора, лежень, деформационнонесущая способность, технико-экономический DOI: 10.22227/1997-0935.2016.10.58-68 Согласно распоряжениям Правительства рф, одним из основных вопросов в стратегиях развития железнодорожного транспорта и энергетической отрасли рф до 2030 г. являются «обеспечение безопасности на объектах железнодорожного транспорта» и «обеспечение надежности и безопасности работы системы электроснабжения россии в нормальных и чрезвычайных ситуациях» [1, 2]. вопросы надежности работы несущих конструкций для энергетических линий, особенно актуальны при применении одностоечных горизонтально нагруженных свайных фундаментов опор лэП и контактных сетей (рис. <...> 1, 2). необходимый уровень эксплуатационной надежности одностоечных горизонтально нагруженных опор при вариабельности деформационно-прочностных характеристик грунтов основания вдоль трассы может быть обеспечен путем повышения запаса их прочности за счет применения оптимальных <...>