Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие (220,00 руб.)

0   0
АвторыНастинова Галина Эрднеевна, Сангаджиева Софья Басанговна, Бадмаева Кермен Евгеньевна
ИздательствоДжангар
Страниц101
ID503874
АннотацияУчебное пособие содержит сведения по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при травмах различного происхождения и неотложных состояниях в результате заболеваний жизненно-важных систем органов человека. Рассматриваются теоретические вопросы формирования здорового образа жизни и факторов, его определяющих, а также некоторые проблемы экологической патологии.
Кому рекомендованодля студентов вузов педагогического профиля, для преподавателей и аспирантов, а также специалистов образовательных и медицинских учреждений
ISBN978-5-945874-350-
УДК614
ББК51.204.0
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие / Г.Э. Настинова, С.Б. Сангаджиева, К.Е. Бадмаева .— Элиста : Джангар, 2010 .— 101 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/503874 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Рассматриваются теоретические вопросы формирования здорового образа жизни и факторов, его определяющих, а также некоторые проблемы экологической патологии. <...> Травмы верхних конечностей и пояса верхних конечностей 3.1. <...> Комбинированная термомеханическая травма Вопросы для самоконтроля 4.1. <...> Первая медицинская помощь при ложном крупе 4.4. <...> Универсальным механизмом формирования ЗОЖ ребенка является валеологическое воздействие на стиль жизни школьников. <...> Больной организм обладает реактивностью, приспособляемостью к существованию в окружающей среде, в организме происходят в различных формах процессы роста и размножения клеток и т.д. <...> Эффективность здорового образа жизни для данного человека можно определить по ряду биосоциальных критериев, включающих: • оценку морфофункциональных показателей здоровья: уровень физического развития, уровень физической подготовленности, уровень адаптивных возможностей человека; • оценку состояния иммунитета: количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода; • оценку адаптации к социально-экономическим условиям жизни (с учетом эффективности профессиональной деятельности, успешной деятельности и ее «физиологической стоимости» и психофизиологических особенностей); активности исполнения семейно-бытовых обязанностей; широты и проявления социальных и личностных интересов; • оценку уровня валеологической грамотности, в том числе степень сформированное™ установки на здоровый образ жизни (психологический аспект); уровень валеологических знаний (педагогический аспект); уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья (медико-физиологический и психолого-педагогический аспекты); умение самостоятельно построить индивидуальную программу здоровья и здорового образа жизни. <...> Формирование ЗОЖ включает три важных этапа: 1 этап - формирование положительной мотивации сохранить <...>
Основы_медицинских_знаний_и_здорового_образа_жизни_учебное_пособие.pdf
J Г.Э. НАСТИНОВА С.Б. САНГАДЖИЕВА К.Е. БАДМАЕВА ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Стр.1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Г.Э. НАСТИНОВА, С.Б. САНГАДЖИЕВА, К.Е. БАДМАЕВА ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Учебное пособие Элиста 2010
Стр.2
УДК 614 ББК 51.204.0 О 753 Рецензенты: д-р пес), наук, профессор Астраханского государственного университета СемчукН. М; д-р. мед. наук, доцент Ставропольского государственного университета Цатурян Л.Д. Настинова Г.Э., Сангаджиева С.Б., Бадмаева К.Е. О 753 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. (Учебное пособие). Элиста, ЗАОр «НПП «Джангар», 2010 - 200 с. (илл.) Учебное пособие «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» содержит наиболее важные сведения по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при травмах различного происхождения и неотложных состояниях в результате заболеваний жизненно-важных систем органов человека. Рассматриваются теоретические вопросы формирования здорового образа жизни и факторов, его определяющих, а также некоторые проблемы экологической патологии. Изложение сопровождается иллюстрированным материалом. Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений педагогического профиля, для преподавателей и аспирантов, а также для специалистов образовательных и медицинских учреждений. Работа выполнена в рамках проекта «Региональные особенности формирования здоровьесберегающей образовательной среды и повышение качества подготовки обучающихся на основе мониторинга физического и психического здоровья» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)» Рособразования. ISBN 978-5-945874-350 О Настинова Г.Э., 2010 © Сангаджиева С.Б., 2010 ©БадмаеваК.Е., 2010. СОДЕРЖАНИЕ 1. Здоровье человека как единство биологического, физиологического, психического и социального формирования организма 1.1. Определение понятий «болезнь», «здоровье» человека. Основные показатели здоровья 1.2. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Основные составляющие здорового образа жизни 1.2.1. Оптимальная двигательная активность 1.2.2. Закаливание 1.2.3. Питание как фактор сохранения и укрепления здоровья 1.2.4. Отсутствие вредных привычек Вопросы для самоконтроля 2. Экология и здоровье 2.1. Проблемы экологической патологии 2.2. Экологические факторы питания. Токсичное влияние агрохимикатов 2.3. Антропогенные загрязнения окружающей среды и их экологическое и гигиеническое значение 5 7 12 16 23 24 44 60 61 64 2.3.1. Влияние антропогенного загрязнения воздуха на здоровье и условия жизни людей 2.3.2. Экологические и гигиенические проблемы антропогенного загрязнения гидросферы и ее влияние на здоровье людей 65 77 78 82 3. Травмы. Общая характеристика и классификация травм. Понятие транспортной иммобилизации 3.1. Механические травмы 3.1.1. Травмы головы и шеи 3.1.2. Травмы грудной клетки 3.1.3. Травмы живота 85 88 88 95 3.1.4. Травмы позвоночника 3.1.5. Травмы верхних конечностей и пояса верхних конечностей 3.1.6. Травмы нижних конечностей и пояса нижних конечностей 103 106 108 116
Стр.3
3.1.7. Ранения 3.1.8. Кровотечения. Общая характеристика, классификация. Первая медицинская помощь Вопросы для самоконтроля 3.2. Физические травмы 3.2.1. Ожоги 3.2.2. Обморожения 3.2.3. Электротравмы 3.2.4. Тепловой и солнечный удар Вопросы для самоконтроля 3.3. Химические травмы 3.3.1. Химические ожоги Вопросы для самоконтроля 3.4. Комбинированные травмы 3.4.1. Комбинированная термомеханическая травма Вопросы для самоконтроля 4.1. Первая медицинская помощь при острых заболеваниях брюшной полости 4.2. Первая медицинская помощь при обмороке, стенокардии, гипертоническом кризе и инфаркте миокарда 4.3. Первая медицинская помощь при заболеваниях дыхательной системы 127 131 138 139 139 143 147 150 151 152 152 154 155 155 158 4. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях в результате заболеваний жизненно важных органов 4.3.1. Первая медицинская помощь при бронхиальной астме.... 167 4.3.2. Первая медицинская помощь при ложном крупе 4.4. Первая медицинская помощь при острых отравлениях 4.5. Реанимация. Этапы реанимации 5. Краткий терминологический словарь 6. Список литературы 7. Тесты для контроля знаний 159 159 162 167 169 170 176 184 187 190 1. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ЕДИНСТВО БИОЛОГИЧЕСКОГО, ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО, ПСИХИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗМА Валеология - наука о здоровом человек, о здоровье, о правильном и здоровом образе жизни (ЗОЖ). Основные направления валеологии как науки, очень разнообразны, так как она находится на стыке многих наук. Выделяют медицинскую, педагогическую, профессиональную, семейную, социальную и др. направления валеологии. В задачи валеологии входит исследование и оценка здоровья и резервов здоровья человека, формирование установки на ЗОЖ, сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья через приобщение его к ЗОЖ. Центральная проблема валеологии - отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья. Из двух опорных понятий валеологии «здоровье» и «образ жизни», главной причиной сохранения или потери здоровья является образ жизни. Выбор здорового стиля жизни должен быть осознанным. Универсальным механизмом формирования ЗОЖ ребенка является валеологическое воздействие на стиль жизни школьников. Одним из центральных вопросов валеологии является определение причин снижения функциональных резервов организма или, говор другими словами, уменьшения диапазона адаптации. Именно это и является основой здоровья человека. Здесь соединяются интересы всех составляющих здоровья: биологического (генофонд), функционального (физическое развитие всех систем и органов), психологического (формирование ЦНС) и социального (мировоззрение и мотивация). Следовательно, говоря о причинах снижения здоровья, необходимо учитывать влияние всех этих факторов на формирование организма в целом - на физиологию, психологию и социальный статус. В настоящее время установлено 6 основных причин, отрицательно влияющих на формирование здоровья (по Е. Сталькову и В. Панину, 2001).
Стр.4
Таблица 1 Показатели здоровья отрицательно сказываются на продолжительности жизни населения, которая в 2004 году составила 65,3 года, в том числе у мужчин - 58,9 лет, у женщин - 72,3 года. По продолжительности жизни мужчин Россия занимает в мире 134-е место, по продолжительности жизни женщин - 100-е. 1.1. Определение понятий «болезнь», «здоровье» человека. Основные показатели здоровья В ходе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в состоянии здоровья населения наметился ряд положительных тенденций. В 2006 году смертность в России снизилась на 138 тыс. человек, а за четыре месяца 2007 года по сравнению с аналогичным периодом 2006 года - более чем на 52 тыс. человек. Число родившихся увеличилось с 1 215 тыс. детей в 2000 году до 1 476 тыс. детей в 2006 году. В 2006 году рождаемость составляла 10,6 случая на 1000 человек. Состояние здоровья населения в настоящее время характериВ 1985 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла концепцию «Здоровье для всех к 2000 году», определившую стратегию и тактику всех развитых стран по созданию условий для обеспечения и развития здоровья населения. В основе этой концепции лежит определение: «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». (ВОЗ: Устав. - Женева, 1986 с.1). Ежегодно среди населения Российской Федерации регистрируется более 200 млн. различных заболеваний; основными из них являются болезни органов дыхания (26%), болезни системы кровообращения (11%), органов пищеварения (8%), инвалидность имеют более 1,1 млн. человек. Проведение в 2006 году в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» дополнительной диспансеризации работников бюджетной сферы во всех субъектах Российской Федерации показало, что из них только 41% являются практически здоровыми или имеют риск развития тех или иных заболеваний. зуется низким уровнем рождаемости (10,5 случая на 1000 населения), высоким уровнем общей смертности (16 случаев на 1000 населения), особенно среди мужчин трудоспособного возраста. Несмотря на популярность определения, которое определяет основные компоненты здоровья, в настоящее время существует множество других определений, направленных на количественную характеристику здоровья и его оценку, отражающую способность индивида к выполнению определенных функций. Так, учитывая биосоциальную сущность человека, Ю.П. Лисицын (1973) рассматривает здоровье человека как гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными механизмами. В.П. Казначеев (1974) определяет здоровье человека как процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Р.П. Баевский (1979) определяет здоровье как возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психологической и социальной сущности человека.
Стр.5