СОБОРНАЯ ГРАМОТА ДУХОВЕНСТВА ПРАВОСЛАВНОЙ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ, УТВЕРЖДАЮЩАЯ САНЪ ЦАРЯ ЗА БЕЛИКИИГЪ КНЯЗЕМЪ ІОАННОМЪ IV ВАСИЛЬЕВИЧЕМЪ, 1561 года. <...>
СОБОРНАЯ ГРАМОТА ДУХОВЕНСТВА ПРАВОСЛАВНОЙ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ, У TBI РЖ ДАЮЩАЯ Ш Ъ ЗА ЦАРЯ В Е Л И К И М Ъ К Н Я З Е М Ъ ІОАННОМЪ IV ВАСИЛЬЕВИЧЕМ!», 1561 года. <...>
1 Х о т я иностранные Государи въ грамотахъ своихъ очень часто давали Русскимъ Ведикшгь Князьямъ титулъ Ц а р я , хотя Іоаннъ I I I , во вн шнихъ сыошеніяхъ своихъ с ъ Европейскими Государями и с ъ А з і а т с к ш ш Влад телями ииеновалъ у ж е себя Царемъ и в нчалъ на Царство внука своего Димитрія; од
нако Государи Р у с с к і е постоянно начали имено
ваться Царями въ актахъ и вн шнихъ и внутреннихъ только с ъ того времени, какъ Православная наша Церковь, въ лиц всего собора Русскаго духо- венства и первосвятителя своего , Митрополита Макарія, благословила на Царство Великаго Князя Іоанна I V Васильевича. <...> Для этого онъ сов щался с ъ Митрополитомъ Макаріемъ, который и одобрилъ его нам реніе. <...> * Торжественное в нчаніе проис
ходило въ Московскомъ Успеискомъ собор 1 6 - г о Генваря 1 5 4 7 года. <...> Л тописецъ говоритъ при э т о м ъ , ч т о Іоаннъ I V былъ в нчанъ на Царство ,,преосвященнымъ Макаріемъ Митрополитомъ всеа Р у с і и и Архіепископы и Епископы и Архимандри
ты и вс мъ освящеинымъ соборомъ Р у с с к і я Митрополіи прародителя его віьнчаніемь Царя и Вели» кого Князя Владитера <...>
Соборная_грамота_духовенства_православной_восточной_церкви,_утверждающая_сан_царя_за_великим_князем_Иоанном_IV_Васильевичем_1561_года.pdf
СОБОРНАЯ ГРАМОТА
ДУХОВЕНСТВА ПРАВОСЛАВНОЙ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ,
УТВЕРЖДАЮЩАЯ САНЪ ЦАРЯ
ЗА БЕЛИКИИГЪ КНЯЗЕМЪ
ІОАННОМЪ IV ВАСИЛЬЕВИЧЕМЪ,
1561 года.
Стр.1
СОБОРНАЯ ГРАМОТА
ДУХОВЕНСТВА ПРАВОСЛАВНОЙ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ,
У TBI РЖ ДАЮЩАЯ Ш Ъ ЦАРЯ
ЗА ВЕЛИКИМЪ КНЯЗЕМЪ
ІОАННОМЪ IV ВАСИЛЬЕВИЧЕМ!»,
1561 года.
Съ БысочАЙщАго сдаизволенія
ИЗДАН А
Управляющимъ Московскимъ Главнымъ Архивомъ Министерства Иностранныхъ Д лъ и Коммиссіею
печатанія Государственпыхъ грамотъ и договоровъ, Членомъ Археографической Коммиссіи,
Корреспондентомъ ИМПЕРАТОРСКОЙ Академіи Наукъ, ПочетнымъЧденомъ ИМПЕРАТОРСКАГО
Казанскаго Университета, ИМПЕРАТОРСКОЙ Публичной Библіотеки и Казанскага Общества
Любителей Отечественной Словесности, Д йствительнымъ Членомъ ИМПЕРАТОРСКАГО Московскаго
Общества Исторіи и Древностей Россійскихъ, Одесскаго Общества Исторіи и Древностей
, Общества Исторіи и Древностей Остзейскихъ Губерній, и Членомъ Королевскаго
Копенгагенскаго Общества Изыскателей с верныхъ Древностей,
тС. crL. CL. кУоолснск иьъ»
—
ЩТ1ЙВ»0<^€>^-¥П
МОСКВА.
Въ С нодальной ТипограФІи.
1850.
Стр.2
ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЯЕТСЯ
съ т мъ, чтобы но отпечатаніи представлено было въ Цеисурный Комитетъ
узаконенное число экзештляровх. Москва» Февраля 15 дня, 1850 года.
Ценсоръ: Я. Снеггіревъ.
Стр.3
1
Хотя иностранные Государи въ грамотахъ своихъ
очень часто давали Русскимъ Ведикшгь Князьямъ
титулъ Царя, хотя Іоаннъ III, во вн шнихъ сыошеніяхъ
своихъ съ Европейскими Государями и съ
Азіатскшш Влад телями ииеновалъ уже себя Царемъ
и в нчалъ на Царство внука своего Димитрія; однако
Государи Русскіе постоянно начали именоваться
Царями въ актахъ и вн шнихъ и внутреннихъ
только съ того времени, какъ Православная
наша Церковь, въ лиц всего собора Русскаго духоУ
венства
и первосвятителя своего , Митрополита ШЖ
Макарія, благословила на Царство Великаго Князя
Іоанна I V Васильевича.
Щ
По свид тельству отечественныхъ источниковъ,
Іоаннъ, достигпувъ 17-л тняго возраста, пожелалъ
втьнчатъся на Царство. Для этого онъ сов щался
съ Митрополитомъ Макаріемъ, который и одобрилъ
его нам реніе. * Торжественное в нчаніе происходило
въ Московскомъ Успеискомъ собор 16-го
Генваря 154 7 года. Л тописецъ говоритъ при
этомъ, что Іоаннъ I V былъ в нчанъ на Царство
,,преосвященнымъ Макаріемъ Митрополитомъ всеа
Русіи и Архіепископы и Епископы и Архимандриты
и вс мъ освящеинымъ соборомъ Русскія
Митрополіи прародителя его віьнчаніемь Царя и Вели»
кого Князя
Владитера
Мономаха
животворящими
крестомъ и Щарскимь в нцемь и діадимою, еже древле
|
J |
лВ>
в
т
4 1
W
1
Стр.4
2
тіъмъ животворящимъ крестомъ и Царскими віыщемь
и діадитою віьнчанъ быстъ на Царство Русское прародитель
его Князь Лелмкій Владимеръ, наречень въ
Царской порфиріь Мономахъ, отъ святіъйшаго Митрополита
Ефесскаго киръ Нео ита 9
по благословенію
Патріарха Цареградскаго и по моленію Греческого
Царя Константина Мономаха.<(
По соверіненіи обряда
в нчанія, Митрополитъ здравствовалъ Царя:
„Божіею милостію, радуйся и здравствуй, Царю
Иване 5 всеа Русіи Самодержецъ, на многа л та.
И поклонпся Царю Митрополитъ, и потомъ Архіепископы
и Епископы, и весь соборрь поклонишася и
здравствоваша Великого Царя; и боляре здравствоваша
Великого Самодержца.66
*
Такъ принялъ Іоаннъ Васильевичъ торжественное
благословеніе на Царство отъ освященнаго собора
Русской Церкви. Но, благогов я предъ всегдашнимъ
духовньшъ единеніемъ наішшъ съ Православною
Греко-Восточною Церковью и помня прим ры прежнихъ
Русскихъ Князей, которые, принявъ Христіанскую
в ру отъ Греческой Церкви и утвердивъ ее
въ своемъ . отечеств , издревле привыкли обращаться
во вс жъ важныхъ государственныхъ и церковныхъ
д лахъ къ Патріарху Цареградскому, Царь
отправилъ посольство къ тогдашнему Патріарху
ІоасаФу , испрашивая благословенія на свое Царское
достоинство и отъ Православной Церкви
Восточной. *
Стр.5