Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 638383)
Контекстум
Электро-2024

Сказание о миссионерских трудах Питирима, архиепископа Нижегородского (190,00 руб.)

0   0
Первый авторГурий
ИздательствоТип. Э. Лисснера и Ю. Романа
Страниц127
ID50214
Гурий. Сказание о миссионерских трудах Питирима, архиепископа Нижегородского : с прил. новооткрытого Питиримова сочинения / [Гурий, иеромонах] , издал Н. Субботин; Гурий .— : Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1889 .— 127 с. — URL: https://rucont.ru/efd/50214 (дата обращения: 11.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

АрхіепископъНижегородскійПитиримъ занимаетъ весьма видное м сто въ исторіи раскола, какъ архипастырь, отдичавшійся необыкновенною ревностію въ обращеніи раскодьниковъ къ православной церкви и достигшей въ этомъ спасительномъ д л столь же необыкновенныхъ усп ховъ, а также какъ писатель, оставившій одно изъ прнм чательныхъ полемическихъ сочиненій противъ раскола. <...> Надлежащей оц нк оказанныхъ Питиримомъ заслугъ для православія и установленію правильныхъ, вполн безпристрастныхъ сужденій о немъ самомъ и о характер СКА8АНІЕ О МИССІОНЕРСКИХЪ ТРУДАХЪ. <...> Въ этихъ именно видахъ мы признали полезнымъ напеча тать остававшееся досел неизв стнымъ «Сказаніе о бывшихъ д йствіяхъ обращательныхъ изъ раскола ко святой греко-россійскаго испов данія церкви чрезъ Питирима игумена, иже посл ди бысть епископъ Нижегородскій»,— сказаніе, представляющее и въ другихъ отношеніяхъ не малый интересъ для занимающихся изученіемъ раскола и его исторіи. <...> Описанныя имъ бес ды Пи тирима и доказательства въ защиту православныхъ обрядовъ досел не лишены значенія; а сообщенные имъ разсказы стариковъ, что прежде и они и отцы ихъ кре стились троеперстно и только въ патріаршество ІосиФа, по изданіи въ печатныхъ книгахъ (особенно въ Псалтыри) наставленія о двуперстіи, начали требовать отъ нихъ, чтобы крестились слагая два перста, — разсказы эти, вм ст съ такими же, передаваемыми современникомъ Гурія, Посошковымъ, им ютъ весьма большую важность, какъ доказательство, что русскій народъ всегда твердо дер жался древняго, отъ предковъ насл дованнаго, обычая креститься троеперстно и что только по изданіи печат ныхъ книгъ съ наставдені <...>
Сказание_о_миссионерских_трудах_Питирима,_архиепископа_Нижегородского.pdf
СКАЗАНІЕ О ІИССІОНЕРСЕИХЪ ТРУДАХЪ АРХІЕПИОКОПА НИЖЕГОРОДСКАГО.
Стр.1
СКАЗАНІЕ О L**. миссюншга ТРУДАХТ. Питирима, архіепископа Нижегоро.дскаго. СЪ ПРЖІОЖЕНІЕМЪ НОВООТКРЫТАГО ПИТИРИМОВА СОЧИНЕНІЯ. ИЗДАЛЪ Н. СУББОТИНЪ. МОСКВА. Тивографія Э. Інсснера и Ю. Романа, Арбатъ, домъ Піатонова. 1889.
Стр.2
РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА &8Ув~с>е Отд льный оттискъ изъ №№19 и 20-го за 1888 годъ, изъ Шк 1, 2, 3, 4 и 5 за 1889 годъ журнала «Братское Слово*. Шщ т кйгаабяенный фонл им. Е?. И. ЛЕНИНА 2005305990
Стр.3
Предисловіе. АрхіепископъНижегородскійПитиримъ занимаетъ весьма видное м сто въ исторіи раскола, какъ архипастырь, отдичавшійся необыкновенною ревностію въ обращеніи раскодьниковъ къ православной церкви и достигшей въ этомъ спасительномъ д л столь же необыкновенныхъ усп ховъ, а также какъ писатель, оставившій одно изъ прнм чательныхъ полемическихъ сочиненій противъ раскола. Миссіонерскіе труды Питирима однакоже не оц нены еще надлежащимъ образомъ. Наши писатели не одинаково смотрятъ на ихъ значеніе въ исторіи борьбы съ расколомъ, не одинаково отзываются и о личномъ характер Питирима, какъ миссіонера. Одни видятъ въ немъ и въ трудахъ его среди раскольниковъ высокій и достойный подражанія прим ръ истинно пастырской заботливости и ревности о благ церкви и о проев щеніи заблуждающихся; другіе хотятъ найти и указываютъ какъ въ д ятельности, такъ и въ личномъ характер Питирима стороны, по ихъ мн - нію, не соотв тствующія духу истиннаго пастыря церкви Христовой и кроткаго пропов дника православной в ры среди бол ющихъ расколомъ. Надлежащей оц нк оказанныхъ Питиримомъ заслугъ для православія и установленію правильныхъ, вполн безпристрастныхъ сужденій о немъ самомъ и о характер СКА8АНІЕ О МИССІОНЕРСКИХЪ ТРУДАХЪ. 1
Стр.4
его миссіонерской д ятельности, должно способствовать всего бол е обнародованіе историческихъ памятниковъ и свид тельствъ о жизни и д ятельности Питирима. Въ этихъ именно видахъ мы признали полезнымъ напечатать остававшееся досел неизв стнымъ «Сказаніе о бывшихъ д йствіяхъ обращательныхъ изъ раскола ко святой греко-россійскаго испов данія церкви чрезъ Питирима игумена, иже посл ди бысть епископъ Нижегородскій»,— сказаніе, представляющее и въ другихъ отношеніяхъ немалый интересъ для занимающихся изученіемъ раскола и его исторіи. «Сказаніе* составлено однимъ изъ ближайшихъ сотрудниковъ Питирима — іеродіакономъ Гуріемъ, который по возведеніи Питирима на епископскую ка едру былъ назначенъ отъ него въ главные надзиратели построенныхъ имъ миссіонерскихъ монастырей. Гурійнаписалъ свое «сказаніе» уже въ царствованіе императрицы Елисаветы, не ран е 1751 года, о которомъ есть упоминаніе въ его сочиненіи, т.-е. спустя бол е десяти л тъ по кончин Питирима (+1738 г.), когда и самъ, возведенный въ санъ іеромонаха, былъ уже въ преклонныхъ л тахъ ^. Съ полнымъ спокойствіемъ, исключающимъ всякое подозр ніе въ какомъ-либо пристрастіи къ Питириму, именно какъ челов къ «чаятеленъ въ правд і , излагаетъ онъ труды своего учителя въ обращеніи раскольниковъ со времени перехода его изъ Переславскаго Никольскаго монастыря, гд былъ настоятелемъ, въ заселенные раскольниками нижегородскіе пред лы (чтб случилось, какъ надобно полагать, въ 1705 г.) и до посл днихъ дней его жизни. Это спокойное, чуждое всякой искусственности и ораторскихъ прикрасъ, Фактическое изложеніе неутомимыхъ, !) Въ одномъ м ст своего сочиненія онъ говоритъ: „Сіе ж писаше при прочихъ д йствіяхъ обращательныхъ чрезъ отда Питирима, ихже вс хь самовидецъ бывшъ, Б лбашскихъ монастырей бывый судія іеродіаконъ, нын же іеромонахъ Гурій, чаятеленъ знашелемъ въ правд ".
Стр.5