Николай Васильевич Гоголь.
Выбранные места из переписки с друзьями
ПРЕДИСЛОВИЕ
Я был тяжело болен; смерть уже была близко. Собравши остаток сил своих
и воспользовавшись первой минутой полной трезвости
духовное завещание, в котором, между прочим, возлагаю обязанность на
моих издать, после моей смерти, некоторые из моих писем. Мне
сим искупить бесполезность всего, доселе мною напечатанного, потому
моих
сочинениях. Небесная
смерти. Я
моего ума, я написал
друзей
хотя
хотелось
что в
письмах моих, по признанию тех, к которым они были писаны, находится более
нужного для человека, нежели в
отвела от меня руку
местам, необходимому душе моей, во время которого
милость божия
чувствуя, однако, слабость сил моих, которая возвещает мне ежеминутно, что
жизнь моя на волоске и, приготовляясь к
почти выздоровел; мне стало легче. Но,
отдаленному путешествию к
захотел оставить при расставанье что-нибудь от себя моим соотечественникам.
Выбираю сам из моих последних писем, которые мне
может все случиться, я
удалось получить
назад,
все, что более относится к вопросам, занимающим ныне общество, отстранивши
все, что может получить смысл только после моей смерти, с исключеньем всего,
что могло иметь значенье только для
немногих. Прибавляю
две-три
оно
тотчас
законную силу, как засвидетельствованное всеми моими читателями.
Сердце мое говорит, что книга моя нужна и что она может быть полезна. Я
думаю так не потому, чтобы имел высокое о себе понятие и надеялся на
свое быть полезным, но потому, что
никогда еще
доселе
не питал
литературные и, наконец, прилагаю самое завещание, с тем чтобы в случае моей
смерти, если бы она застигла меня на пути моем, возымело
статьи
свою
уменье
такого
сильного желанья быть полезным. От нас уже довольно бывает протянуть руку с
тем, чтобы помочь, помогаем же не мы, помогает бог, ниспосылая силу слову
бессильному. Итак, сколь бы ни была моя книга незначительна и ничтожна, но я
позволяю себе издать ее в свет и прошу моих соотечественников прочитать
несколько раз; в то же время прошу тех
из
купить несколько ее экземпляров и раздать тем, которые сами купить не могут,
уведомляя их при этом случае, что все деньги, какие
них, которые имеют достаток,
перевысят
издержки
не
на
предстоящее мне путешествие, будут обращены, с одной стороны, в подкрепление
тем, которые, подобно мне, почувствуют потребность внутреннюю отправиться к
наступающему великому посту во святую землю и
совершить его одними собственными средствами, с другой стороны - в пособие
тем, которых я встречу на пути уже туда идущих и которые
гроба господня за моих читателей, своих благотворителей.
Путешествие мое хотел бы я совершить как добрый христианин. И
испрашиваю здесь прощения у всех моих
случилось мне оскорбить
соотечественников во
их. Знаю, что моими
против
поспешность и торопливость были причиной тому, что сочинения мои предстали в
таком несовершенном виде и почти
настоящего смысла; за
себя, но одно мое
всех
собственное неразумие, одна моя
привели в
все же, что ни встречается
заблуждение
в
насчет
-оскорбляющего, прошу простить меня с тем великодушием, с каким только
русская душа прощать способна. Прошу прощенья также у всех тех, с
на долгое или на короткое время случилось мне встретиться на
дороге
обхождении
моем с людьми
всегда
неприятно-отталкивающего. Отчасти это
было
необходимо
происходило оттого, что
хотя
немного воспитать
встреч и знакомств, чувствуя, что не могу еще произнести умного
слова человеку (пустых же и ненужных слов произносить мне
будучи в то же время убежден, что по причине бесчисленного
недостатков мне
некотором отдалении от людей. Отчасти же это
которыми
жизни.
Знаю, что мне случалось многим наносить неприятности, иным, быть может, и
умышленно. Вообще в
не хотелось), и
множества
было много
я избегал
и нужного
моих
самого себя в
происходило и от мелочного
самолюбия, свойственного только таким из нас, которые из грязи пробрались в
люди и считают себя вправе глядеть спесиво на других. Как бы то ни было, не
я прошу прощения во всех личных оскорблениях, которые мне случилось нанести
кому-либо, начиная от времен моего детства до настоящей минуты. Прошу также
прощенья у моих собратьев-литераторов за всякое с моей стороны пренебреженье
или неуваженье к ним, оказанное умышленно или неумышленно; кому же из них
почему-либо трудно простить меня, тому
говеющий перед исповедью, которую готовится отдать богу, просит прощенья у
своего брата, так я прошу у него прощенья, и как никто в
посмеет не простить своего брата, так и он не
напомню, что он христианин. Как
такую
минуту
должен
посметь
меня. Наконец, прошу прощенья у моих читателей, если и в этой
не
встретится что-нибудь неприятное и кого-нибудь из них оскорбляющее. Прошу их
не питать против меня гнева
благородно все недостатки, какие могут быть найдены ими в этой книге, - как
недостатки писателя, так и недостатки человека; мое
самонадеянность, пустую уверенность в себе, словом, все, что бывает у
людей, хотя они того и не
находится во мне.
В заключение прошу
всех
святителей, которых уже вся жизнь есть одна молитва. Прошу
помолиться
видят, и что, вероятно, еще в большей
в России помолиться обо
как
бы
ни
мне, начиная
молитвы
не
простить
самой книге
сокровенного, но вместо того выставить
неразумие, недомыслие,
всех
мере
от
тех, которые смиренно не веруют в силу молитв своих, так и у тех, которые не
веруют вовсе в молитву и даже не считают ее нужною: но
бессильна и черства их молитва, я прошу
как у
была
обо мне этой самой
бессильной и черствой их молитвой. Я же у гроба господнего буду молиться о
всех моих соотечественниках, не исключая из
них ни единого; моя молитва
будет так же бессильна и черства, если святая небесная милость не превратит
ее в то, чем должна быть наша молитва.
1846, июль
I
ЗАВЕЩАНИЕ
необдуманными
сочинениями нанес я огорченье многим, а других даже
вообще во многих произвел неудовольствие. В оправдание могу
то, что намеренье мое было доброе и что я никого не хотел
вооружать
всем, чем
ни
вооружил против себя,
сказать
ни огорчать, ни
их
них умышленно
одна
и незрелыми
только
будут иметь возможности
все
помолятся у
потому
ее
святым
Стр.1