О БОГО СЛУЖЕНЫ "Juf
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ,
О СЛУЖБАХЪ ПОВСЕДНЕВНЫХЪ,
ВЕЧЕРНИ, УТРЕНИ, ДЙТУРГІИ И ДРУГИХ*.
ИЗДАНІЕ ВТОРОЕ,
ЗНАЧИТЕЛЬНО УМНОЖЕННОЕ.
иадлні Е В. А. ТЕІ»ІІІОВ\
zs: /
САНКТПЕТЕРБУРГЪ.
Продается у издателя книгопродавца, ВАСИЛІЯ АНДРЕЕВА ТЕРСШ1,
въ дом Пажескаго Его ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА корпуса, подъ
№ 13 и 14.
1856.
Стр.1
Отъ С. Петербургскаго Комитета духовной ценсуры печатать
позвоіяется. ІЮІЯ 10 дня, 1856 года.
Ценсоръ Архимандритъ Іоапт.
•1СУДАРСТВ^рЛ|
2005082017
въ ТИПОГРАФІВ ЭДУАРДА ВЕЙМАРА.
Стр.2
О БОГОСЛУЖЕНШ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ВООБЩЕ.
ВОП. Что есть Богослуженіе Православной Церкви?
ОТ. Богослуженіе Православной Церкви есть служеніе Богу,
совершаемое по чину, въ ней установленному.
ВОП. К мъ установлено Богослуженіе Православной Церкви?
ОТ. Богослужевіе Православной Церкви, какъ и вся Церковь,
есть установленіе Божественное. Первый и главный установитель
Богослуженія есть самъ Господь Іисуеъ Христосъ. Онъ
установилъ таинства и научилъ насъ покланяться Богу духомъ
и истиною. Дальн йшее же устроеніе и совершеніе Богослуженія
поручилъ Апостоламъ. Апостолы не только словомъ и
прим ромъ своимъ, но и таинственнымъ рукоположеніемъ передали
Новозав тное служеніе преемникамъ своей власти, Епископамъ,
унолномочивъ ихъ устроить весь порядокъ Богослуженія,
сообразно съ духомъ в ры и потребностями в рующихъ.
Посему Богослуженіе Христіанское перешло къ намъ большею •
частію въ Апостольскомъ и Отеческомъ преданіи.
ВОП. Какъ разд ляется Богослуженіе?
ОТ. Богослужені Православной Церкви можно разд лить на
общественное или церковное, и на частное или домашнее.
Первое совершается въ общемъ собраніи Христіанъ, въ м -
стахъ для сего назначенныхъ и подъ руководствомъ священнослужителей;
посл днее совершается въ частномъ какомъ либо
собраніи в рующихъ, или изключительно для н которыхъ.
ВОП. Что должно зам тить о свойствахъ Христіанскаго Богослуженія
вообще?
Стр.3
ОТ. Вообще о свойствахъ Христіавскаго Богослуженія должно
зам твть ел дующее: 1) оно никогда не должно ограничиваться
одними вн шними обрядами, но всегда должно быть соединено
съ внутреннимъ Богопочтеніемъ, и служить его выраженіемъ.
2) Хриетіанское Богослужепіе доля^но соотв тствовать
святости и величію Бога, а потому должно быть совершаемо
со стороны Церкви въ приличномъ благол піи, со стороны
каждая Христіанина въ чистот души и т ла и съ благогов
йньшъ тщаніемъ; ибо проклять
съ небреженіецъ
творяй дгьло
Господне
(Іер. 48, 10). 3) Христіанское Бо^ослуж -
в.іе должно быть не произвольное, но совершаемо такъ, какъ
установлено самимъ Богомъ и устроено Православною Церквію;
#бо мьі сами по себ не могли бы знать, какой образъ Богослуженія
пріятенъ Господу. 4) Христіанское Богослу^еніе
должно быть по преимуществу духовное; ибо Господь учитъ
насъ поклоняться Богу духомъ и истиною (Іоан. 4, 24), т. е.
духомъ, въ глубокомъ сознаніи Божіихъ совершенствъ возносящемся
къ Богу, и сердцемъ исполненньшъ любви къ истин и
ревности къ благочестію; посему и вс обряды Богослуженія
Христіанскаго исполнены духа в ры, т. е. внушаютъ уму истины
Христіанскаго ученія, возбуждаютъ въ сердц любовь къ
доброд тели, и служатъ, такъ сказать, прозрачною зав сою
истинъ в ры.
ВОД. Что въ особенности' должно зам тить о домашнемъ
Богослуженіи?
ОТ. 1) Домашнее Богослуженіе должно быть въ дух Богослуженія
Церковнаго, которое установлено самимъ Богомъ.
2) Богослуженіе домашнее не должно быть пренебрегаем©, но
со вс мъ тщаніемъ исполняемо; ибо кром того, что милость
и помощь Божія всегда намъ необходимы, особенные случаи и
побужденіа къ сему Богослуженію представляются въ жизни
весьма часто (напр. при начатіи и окончаяіи д лъ, особенно
важныхъ, въ часы особенныхъ радостей и скорбей, бол зци и
выздоровленія), и нерад ніа объ осв$щеніи сихъ случаевъ Богослуженіемъ
неминуемо ведетъ къ потер всякаго Богопочтенія
Стр.4
и къ забвенію Бога: кто хладенъ и нерадивг въ домаинемъ
служеніи Богу, тотъ, безъ сомн нія, не ревностенъ и къ слу*
жеаію общественному, и вообще хладенъ въ д лахъ благочестія.
ВОД. Какъ призываетъ къ общественному Богослуженію
Православная Церковь?
ОТ. Обыкновенно посредствомъ церковнаго звона.
ВОД. Звонъ сей не им етъ ли особеннаго названія и значешя?
ОТ. Вообще онъ выразительно называется
благовгъстомъ,
ч мъ внушается та мысль, что Христіане съ радостію принямаютъ
в сть, которая говоритъ имъ: въ домь Господень пой:
демъ (Цсал. 121, I). Звукъ колокола, сзывая земнородныхъ
д теи въ домъ Отца небеснаго на земл , нашшинаетъ и трубу
Архангела, которая н когда созоветъ вс хъ, и живыхъ и
мертвыхъ, къ праведному суду Божію. у
ВОД. Какіе бол е зам чательные звоны?
ОТ. Бол е зам чательше звоны суть: три звона на Дитургія,
три звона на Всенощной,
ВОД. Что означаютъ звоны на, Литургіи?
ОТ, Первый звопъ, -который называется благов стомъ, прязываетъ
Христіанъ вообще къ Литургіа и въ особенности къ первой
ея части (проскомидіи), когда приготовляется хл бъ и вино
для таинства Причащенія. Второй звонъ, который называется
трезвономъ,
возв щаетъ начало самой Литургіи, или второй
ея части,—общихъ моленій для Христіанъ. Третій звонъ, который
называется достойно
время поется п снь: достойно
праведно
(в роятно; потому, что въ это
и
есть, и
пр.), возв щаетъ о времени совершенія самаго таинстваТ лаи
Крови Господа, и внушаетъ в рнымъ, находящимся въ домахъ,
священный долгъ освятить сіи минуты молитвою и благогов ніемъ
къ Богу.
ВОД. Что означаютъ три звона на всенощной служб ?
ОТ. Первый звонъ есть призывъ Христіанъ къ всенощному
Богослужеиіго вообще, которое состоитъ изъ вечерни, утрени и
перваго часа. Второй звонъ возв щаетъ имъ начало утренняго
Богослуженія: ибо древніе Христіане между Вечернею и Утрен
Стр.5