Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 644788)
Контекстум

Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко Т. 2 (290,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц827
ID49909
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко Т. 2 : второе полугодие (375 поучений) .— : [Б.и.], 1897 .— 827 с. — URL: https://rucont.ru/efd/49909 (дата обращения: 11.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Полный_годичный_круг_кратких_поучений,_составленных_на_каждый_день_года_применительно_к_житиям_святых,_праздникам_и_др._свящ._событиям_воспоминаемым_церковью_и_приспособленных_к_живому_проповедническому_слову_(импровизации)__в_2_т.__сост._по_лучшим_проповедническим_образцам_свящ._магистр_Григорий_Дьяченко_Т._2.pdf
ноши щичныи [;і'Я'ь КРАТКИХЪ ПОУЧЕНІЙ, НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОДА СОСТАВ ЛЕННЫХЪ прим нительно къ житіямъ евятыхъ, праздникамъ и др. священ, еобытіямъ, воепоминаемымъ церковію,иприепоеобленныхъ къ живому пропов дничеекому слову (импровизаціи). 1. Лще благов ствую, н стъ ми похвалы: нужда бо ми налеэюитз, tope же ми есть} аще не блаіовіъствую (I Кор. IX, 16). 2. Лропо іьдуй слово, настои блатременнгь и безвременнгь, обличи, запрети, умоли со всякимз доліотерпіьніемд и ученіемд (2 Тит. IY, 2). 3. Предстоятели церквей должны по 5ся дни, наипаче оюе во дни воскресные, поучати весь клирз и народа словесамз блаіочестія. (Прав. 19-ое УІ вселенскаго собора). СОСТАВИЛЪ преимущественно НО ЛУЧШИМЪ ПРОПОВ ДНИЧЕСКИМЪ ОБРАЗЦАМЪ Свясценникъ Магистръ Григорій Дьяченко. В Ъ ДВУХ Ъ ХОМ-А.ХЪ. ТОМЪ ВТОРОЙ. Кторо е жіолугодіе . (375 поученій). '<т Второе —о^)@^-- —• і шчимьт дишмшюе щаше. -сз@(&ьМОСКВ А Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина. ISO'T. -caJg) •Х Щ
Стр.1
Отъ Московскаго Духовио-Цензурнаго Комитета печатать дозволяется. Москва, Мая 30 дня 1896 года. Цензоръ Протоіерей Іоаппъ Пстропавловсый. 2007042199 Типографія Вильде, Малая Кисловка, собственный домъ.
Стр.2
ПРЕДИСЛОВІВ. Въ предисловіи къ только что вышедшему вторымъ дополненнымъ изданіемъ первому тому нашей книги подъ заглавіемъ: „Полный годичный кругъ крашкихь поученій", составленныхъ на каждый день года^ мы довольно подробно изложили свои взгляды на издаваемый намитрудъ и тогда же опред - лили его назначеніе. Мы показали тогда, что „Полный годичный кругъ краткихъ поученійа , составленныхъ на каждый день года прим нительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священнымъ событіямъ, им етъ н сколько назначеній: во-первыхъ^ служить готовымъ и самымъ полнымъ сборникомъ поученій., удобнъш для произнесенія съ церковной ка едры въ шомъ вид ^ какг они напечатаны 1 )> прим нительно къ жизни прославляемыхъ каждый день въ церковныхъ п сноп ніяхъ и чтеніяхъ святыхъ и праздникамъ;—во-вторыхъ, быть пособіемъ для церковной импровизаціи^ понимаемой не въ строгомъ смысл живого вдохновеннаго церковнаго слова (какъ глоссолаліи и проФитіи (см. 1 Кор. XIV) въ первенствующія времена христіанской церкви, подъ которыми разум лись способы публично высказываться предъ слушателями относительно истинъ в ры и нравственности—экстатическій и энтузіастическій), а въ смысл усшнаго бол е или мен е свободнаго, напоминающаго собой сдособъ произношенія поученій раціональный (древне-христ. дидаскаліи: см. 2 Кор. XI, 6), смотря по степени привычки и дарованій пропов дника къ пропов дничеству, произношенія готоваго поученья, напередъ разученнаго имъ или буквально или въ главномъ содержаніи и планахъ (напечатанныхъ въ нашей книг жирными строками), бол е или мен е приноровленнаго нами къ такому произношенікг,—въ-третьихъ, служить пособіемъ для самостоятельнаго составленія словъ, поученій, бес дъ, р чей и т. п. видовъ церковной пропов ди, чему долженъ по нашему мн нію сод йствовать приложенный къ началу каждаго тома „Полнаго годичнаго круга краткихъ поученійсс подробный алфавитный указатель догматическихъ и нравственныхъ понятій, развитыхъ гомилетически;—въ-четвертыхъ, быть пособіемъ для веденія вн богослужебныхъ собес дованій съ народомъ по поводу жизни святыхъ, прославляемыхъ церковію каждый день, также праздниковъ въ честь Господа, Вожіей Матери и безплотныхъ силъ, а кром сего также разныхъ церковно-общественныхъ событій, воспоминаемыхъ церковікг,—въ-пятыхъ, быть книгою для назидательнаго домашняго чтенія, на каждый „день христіанина", особенно !) Пршітаніе. Само собою разум ется, что пастырь церкви, можетъ сыотр ть на настоящую нашу книгу лишь какъ на пособіе при составленіи собственныхъ поученій, пользуясь самостоятельно преддоженнымъ и гомилетически обработаннымъ въ ней матеріаломъ для самостоятельнаго составленія поученій, словъ, бес дъ, р чей и т. п. видовъ церковной пропов ди, какъ о томъ мы подробно сказали въ предисловіи къ 1-ому тому.
Стр.3
ІГ Пр дисяовіе . для т хъ христіанъ^ которые^ живя среди захватывающей житейской суеты и земныхъ интересовъ, не забываютъ и неба и даютъ хотя на н сколько минутъ въ теченіе дня духовной пищи своей алчущей и жаждущей этой пиши безсмертной душ ^ которая никогда и нич мъ—однимъ земнымъ (напр. чтеніемъ однихъ суетныхъ мірскихъ книгъ^ романовъ^ газетъ и т. п.)— не м<> жетъ удовлетвориться и быть счастливою. Желающихъ подробн е ознакомиться съ назначеніемъ нашей книги, ея характеромъ, ея планоьгц источниками и нособіями, которыми мы пользовались при составленіи поученій., и напгимъ отношеніемъ къ этимъ источникамъ и т. п. вопросами, мы просимъ обращаться къ предисловію, пом щенному въ первомъ том „Полнаго годичнаго круга краткихъ поученій1 Зд сь долгомъ своимъ считаемъ зам тить только сл дующее: не только '*. первый томъ во' 2-мъ изд. является весьма дополненнымъ., но и второй тоже дополненъ многими поученіями. Всего внесено свыше 100 новыхъ поученій въ оба тома (во 2-ой прибавлено 34 новыхъ поученія). Многія выраженія, оказавшіяся не совс мъ точными исправлены. Къ этому мы должны присовокупить, что мы не им ли никакой возможности составить вс до одного поученія^ какъ задумали, по лучшими пропов дничестмв образцаліъ нашихъ изв стныхъ пропов дниковъ: святыхъ отцовъ и учителей церкви восточной и западной и изв стныхъ церковныхъ ораторовъ-архипастырей и пастырейпропов дниковъ отечественной церкви. Н которая и при томъ довольно значительная часть поученій составлена нами лично или обработана по мен е изв стнымъ пропов дническимъ трудамъ. Это завис ло съ одной стороны отъ того, что многіе изв стные церковные ораторы вовсе не касались т хъ вопросовъ, которыхъ необходимо теперь коснуться съ церковной каеедры въ виду назр вшей и опред лившейся потребности въ р шеніи ихъ въ наше время, значительно отличающееся по своимъ особенностямъ религіозно-нравственной и церковно-практической жизни отъ времени предшествующаго; съ другой—это произошло и отъ того, что при изложеніи съ церковной каеедры нравственныхъ, догматическихъ или церковно-общественныхъ предметовъ н ~ которые знаменитые церковные ораторы, им я въ виду образованный классъ слушателей, говорили весьма часто предъ ними языкомъ отвлеченнымъ. строго научнымъ, и при томъ довольно устар вшимъ для нашего времени, который почти недоступенъ пониманію просшыссъ современныхъ слушателей, „младенцевъ по в р " и требующихъ для себя не твердой пищи в ры, но словеснаго млека, которое было бы доступно и для самыхъ неподготовленныхъ слушателей, не только по содержанію, но и по способу изложенія мыслей. Всякій, кажется, согласится съ нами, что написать ученое „разсужденіе", которыхъ такъ много появилось нын , выдаваемыхъ по крайне печальному недоразум нію за церковныя поученія, — написать получасовое слово, построенное по вс мъ правиламъ ораторскаго искусства,—составить длинную бес ду для образованныхъ слушателей несравненно легче, нежели составить поученіе краткое, ясное, живое, общедоступное, д йствующее не на умъ только, часто еще дремлющій, но на сердце и волю слушателей. А наша задача и состояла именно въ томъ, чтобы составить вновь или пере д лать изъ готоваго нами обработаннаго пропов дническаго матеріала поученія краткщ живыя^ по-возможности наглядныя? простыя, назидателъныя, говорящія не одному уму только^ но и сердцу, но въ то же время содержашельныя.
Стр.4
П редисловіе . У стоящія на высот назначенія церковной пропов ди, которая должна раздаваться чаще, если можно, даже ежедневно за каждой церковной службой, что особенно необходимо въ наше время при упадк в ры и нравственности, при появленіи многихъ лжеучителей, а также при умноженіи сектантовъ и раскольниковъ, побуждающихъ истиннаго душепастыря говорить съ церковной ка едры возможно чаще, оберегая свое словесное стадо отъ волковъ въ овечьей одежд , готовыхъ всячески прельстить неутвержденяыхъ въ в р и нравственности овецъ словеснаго стада Христова. Къ тому мы должны добавить, что мы держимся того уб жденія, что пропов дникъ, особенно начинающій, оставивъ ложное самолюбіе, совершенно неум стное у пастыря церкви, долженъ стараться не о томъ, чтобы всегда предлагать свое „собственное^ поученіе, но главнымъ образомъ о томъ, чтобы предложенное поученіе было по возможности самое лучшее, самое подходящее къ м сту, времени, случаю и слушателямъ. В дь, собственно говоря, говоря безъ всякой духовной гордости, пастырь-пропов дникъ отнюдь не долженъ предлагать „своего" ученія, своего объясненія, а обязанъ всем рно стараться о томъ, чтобы предлагать ученіе Христово въ дух и разум св. апостоловъ и св. отцовъ церкви; онъ долженъ только, сл дуя опытньшъ въ церковномъ учительств архипастырямъ и пастырямъ церкви, быть в рнымъ „отголоскомъ" ученія св. церкви. Безъ сомн нія, въ этомъ отношеніи, мы многое считаемъ не вполн достигнутымъ въ предлагаемомъ труд даже и во второмъ изданіи его. Только дальн йшія изданія книги, только тщательный пересмотръ каждаго выраженія, только добросов стныя критическія зам чанія людей, поставляющихъ свою задачу не въ томъ, чтобы отыскивать въ чужихъ трудахъ исключительно одни недостатки и недосмотры, каковыхъ довольно бываетъ въ каждомъ челов ческомъ произведеніи, и которыхъ весьма трудно изб гнуть при огромности предпринятаго нами труда, побудившаго насъ въ теченіе почти 10 л тъ пересмотр ть весьма большое количество напечатанныхъ словъ, бес дъ, поученій, р чей и другихъ произведеній церковнаго ораторства, начиная съ первыхъ в ковъ христіанства до настоящаго времени, но въ томъ, чтобы спокойно, въ дух христіанской кротости, снисходительности и любви, наряду съ достоинствами отм тить и указать д йствительно существенные недостатки, а не вещи совершенно безразличныя, о которыхъ можетъ быть столько мн ній, сколько разсуждающихъ,—помогутъ намъ улучшать постепенно нашъ трудъ. Наконецъ, мы должны сказать, что, предположивъ составить исключительно краткія поученія, на произнесете коихъ едва ли требовалось бы боД £ е 7—10 минутъ, мы н сколько поученій (около 50) составили немного длинн е предположенной нормы. Это произошло отъ многихъ причинъ, въ числ коихъ яежеланіе наше слишкомъ сокращать прекрасное и интересное поученіе, вс части коего, гармонически слитыя между собою, представляютъ изъ себя одно законченное ц лое, было одною изъ главныхъ причинъ, побудившею насъ составить н сколько поученій, на произнесеніе коихъ требуется времени отъ 10 до 15 минутъ. Впрочемъ, атотъ не особенно, кажется, существенный недостатокъ легко можетъ быть устраненъ разд леніемъ такого поученія на два, или три, чему весьма сод йствуютъ поставленный нами
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически