ГНЕДИЧ, Петр Петрович, псевдонимы -- Гнедич-Смоленский, Старый Джон, Rectus и др. [18
(30).X.1855, Петербург -- 16.VII.1925, Ленинград] - прозаик, драматург, переводчик, историк искусств,
театральный деятель. Гнедичи -- старый малороссийский род. Еще в летописях XVII в. упоминается
"товарищ значный войсковый... пан Яков Гнедич". Отец Г.-- инженер путей сообщения, двоюродный брат
поэта Н. И. Гнедича, мать -- урожденная Смоленская, бабка (по материнской линии) -- из рода
Акинфьевых, родственница А. С. Грибоедова и Н. П. Огарева.
В 1866 г. Г. поступил в 1-ю Петербургскую гимназию, в старших классах которой принимал
деятельное участие в издании рукописного журнала, в нем он помещает свои первые рассказы, повести и
фельетоны. С 1875 по 1879 г. Г.-- студент Императорской Академии художеств, которую окончил с
серебряной медалью за композицию "Смерть Иоанна Грозного". В 1877 г. в журнале "Нива" появляются
первые публикации Г.: рассказы (из гимназического журнала) "Во тьме" (No 7) и "Сосредоточилась" (No
10). Вслед за рассказами Г. пишет первую пьесу "Дверей не заперли" (1878) для благотворительного
домашнего спектакля, под названием "Птичка в западне" ее поставил в свой бенефис актер
Александрийского театра М. М. Петипа. В 1880 г. во время путешествия по Малороссии и Волге Г.
написал комедию "Затишье (картины из деревенской жизни)", главным героем которой выводит студентамедика,
нигилиста "из совсем новых людей", называющего брак "взаимным обманом с приложением
церковных печатей". Пьеса была отклонена петербургским театрально-литературным комитетом для
постановки на императорской сцене как "крайне радикальная", причем возмущение вызвал не только
образ студента Челиканова, но и главная героиня -- молодая, радикально настроенная дочь богатого
степного помещика Соня Тяпушина. В ней увидели сходство с В. Н. Фигнер и Н. А. Армфельд -героинями
громких политических процессов. Тем не менее в декабре 1881 г. с огромным успехом прошла
премьера этой пьесы под другим названием -- "На хуторе" в частном театре А. А. Бренко и в
Московском Пушкинском (лишь в 1883 г. пьеса была поставлена в Александрийском театре).
Всего она выдержала около 500 представлений. Далее Г. пишет пьесу "Женя" (1881), из трех актов
которой цензура оставила лишь первый. Позднее, в 1889 г. этот драматический этюд своей тонкостью и
психологизмом привлек внимание М. Г. Савиной, в исполнении которой спектакль стал заметным
событием театральной жизни.
С этого времени Г., несмотря на успех его первых пьес, в течение пяти лет их не пишет совсем,
хотя и окончательно укрепляется в решении посвятить себя именно литературе (а не живописи). Считая,
что, для того чтобы стать настоящим писателем, нужно много и серьезно учиться, Г. переезжает от отца
на отдельную квартиру и штудирует разнообразную литературу, начиная с древнеиндийской и
персидской и кончая современной европейской (мемуаристы восхищаются эрудицией и образованностью
Г., называя его "ходячей энциклопедией"). Чтобы иметь средства к жизни, Г. иллюстрирует журналы,
пишет же мало, лишь для того, чтобы не разорвать завязавшихся связей в журналах (в основном
фельетоны, театральные рецензии, обзоры художественных выставок, искусствоведческие статьи). Он
работает над записками по истории искусств, которые издает в 1885 г. Позднее (1897) перерабатывает их в
обширный трехтомный труд "История искусств (зодчество, живопись, ваяние)" -- один из первых в
России искусствоведческих трудов для широкого читателя. На основе культурно-исторического метода
здесь прослеживается мировая история искусств с древнейших времен. Написанная прекрасным
литературным языком и богато иллюстрированная, книга выдержала 4 издания и принесла автору
пожизненное звание члена Общества поощрения художеств.
С этого времени Г. начинает активно печататься. В 1885 г. выходит его первый сборник "Повести
и рассказы", появляются многочисленные публикации в газетах "Новое время" и "Санкт-Петербургские
ведомости", в журналах "Нива", "Русский вестник", "Исторический вестник", "Северный вестник",
"Артист", "Книжки Недели" и др.
По воспоминаниям Вл. И. Немировича-Данченко, А. П. Чехов говорил о Г.: "Это же настоящий
писатель. Он не может не писать. В какие условия его ни поставь, он будет писать: повесть, рассказ,
комедию, собрание анекдотов... у него нет нужды в заработке, а он пишет еще больше..." (НемировичДанченко
Вл. И. Из прошлого.-- М.; Л., 1936.-- С. 33). Известен и более поздний (1903) отзыв Чехова о Г.
в письме к нему: "Я давний Ваш почитатель и всегда любил Ваш талант" (Чехов А. П. Собр. соч. и писем.
Письма.-- Т. XI.-- С. 151). Критика часто ставит рядом имена Чехова и Г. (К. Ф. Головин, К. К. Арсеньев,
А.М. Скабичевский), находя общее в героях и сюжетах рассказов, в Тонком юморе, психологизме.
Действительно, Г. пишет умно, живо, легко, хотя эта легкость подчас граничит с
поверхностностью, эскизностью. Он как бы набрасывает картинки с натуры быстрыми и яркими мазками,
занимательно и интересно. Его рассказы очень разнообразны по темам, настроению. В сборнике
"Семнадцать рассказов" (1888) автор повествует о Понтии Пилате и Иисусе Христе ("Римский
прокуратор"), и о капризах женской натуры ("Странная женщина", "В лесу"), и о мужском Монастыре
("Соловьи"). Здесь есть и нагнетающие ужас записки психопата ("Череп"), и анекдоты из театральной
жизни ("Статуя командора", "Тень отца Гамлета"), которые невозможно читать без смеха.
Стр.1