20
62
20040 3 117 5
ВОПРОСЫ
*»ОССИЙСКАЯ
rocyjU(*CTeEHHAw
-__BeiUlJ4CTEKA
о именуеиой старообрядческой цернви и им ющейся в і
ЗтіЯЛ - с
оной
іерархіи, съ предварительнымъ изложеніемъ недоум ній относительно
законности и правильности сей церкви и іерархіи,
поданные н сколькимп старообрядцамн деревни Новннокъ пын иінему
нхъ верховному пастырю вт. Москв — Савватію п состоящему
пріг неиъ Духовноыу Сов ту ').
Честные отцы, пастыри и руководителп нашп! Мы
родплись отъ родителей природныхъ старообрядцевъ поповщинскаго
согласія. Съ юности у насъ явилась охота
заниматься чтеніемъ священнаго ппсанія и св. отецъ ученія.
Изъ чтенія книгъ узнали мы, что какъ единъ Господь,
такъ и церковь Его должна быть одна. Ио старообрядческпхъобществъвънастоящеевремя
находится весьмамного:
') Старыи xopomiR обычай предлагать ра:іиомысляііі.іімъ ннсьмепные
вопросы о предметахті ра:шомыслія ст. требованіемъ пнсьменныхъ
же отв товъ, н когда суіцествовавііііП въ старообрядчестпі.,
съ недавняго временп возобновнлся сі. особеипымъ усп хомь.
Когда изв стные члены Б локрнннцкой іерархіп, нам стнпкті мнтрополіи
Опуфрій п прочіе, прппяли пам реиіе присоедпниться въ
дерквп, они подалп въ МосковскШ Духовныіі Сов тъ, какъ дерковно-правительственное
учрежденіе старообрядцевъ, восемь вопросовъ
о т хъ ведоум ніяхъ относнтельно старообрядчества н старообрядческой
іерархіп, которыя побуждалп ихт. оставнть старообрядчество
и званіе старообрядческихъ священныхт. лицъ. Вопросы эти, составленные
одппмъ пзъ присоедннявгаихся, архндіакономъ Б локриннцкой
митрополіи Филаретомъ (нын іеромонахъ Никольскаго
Единов рческаго монаетыря), пропзвелн больтое впечатл ніе въ
сред старообрядцевъ сколько-ннбудь расположенныхъ къ безпри- ^
страстрастному сужденію о церкви и раскол . Между пими пріім ру'^
1
(^ЛІ
Стр.2
— 2 -
не говоря уже о безпоповцахъ, и самые поповцы разд -
лились на ся,—есть между ними б глопоповцы, окружннк»
u противуокружншш. Каждое пзъ сихъ обществъ нменуетъ
себя истинною церковію Божіею, адругія называетъ неправославными,
еретическимп, чуждается пхъ, не сообщается
съ ними въ моленіи, ястіи и пптіп. Такая вражда и рознь не
только причиняетъ великое огорченіе св. церквп, но п крайне
вредна для государства: ибо она ведетъ его подданныхъ
къ разд денію, а не къ соединенію, къ ослабленію, а не
о. Фпларета иашелъ потомъ и подражателеіі: р иіаясь оставить
расколъ іі встуинть въ едішеніе съ церковію, и которые нзъ аачнтаппыхъ
н св дущпхт. въ ппсанііі старообрядцевъ стали предварительно
обращаться къ старообрядческныъ духовнымъ властямъ
съ шісьмеинымн вопрохпеніями, на которыя настоятельно требовалп
оів та. .Такіе вопросы былн нмеішо поданы Антонію Шутову
и Духовпому Сов ту состоявшнмъ при Антонін въ званіи письыо
водителя Егоромъ Антоновымъ, потомъ жнтелемъ деревни Новннокъ
Иваноыъ едоровыіп. Аидреевымъ съ товарищаміг (Вс эти
вопросы иапечатаны Братствомъ св. Петра мнтрополита, а вопросы
о. Фнларета им ли не одно изданіе).
Покойиый АнтоніГі былъ весьыа озабочеиъ составлевіемъ надлежащнхъ
отв товъ на поданные ему вопросы. кавъ свид тельствуетъ
объ этомъ н самъ біографъ его г. Швецовъ, ибо чувствовалъ нужду
u обязанпость дать нхъ; но такъ н умеръ безотв тнымъ н должнымъ
предъ свонми воироснтелями. Правда, являлись отв ты, по
его поруч вію иисанвые разнымн досужими защнтпикаии раскола;
но уже то одио, что Аптоній н его Духовныіі Сов тъ не р шнднсь
нздать пхъ отъ своего нмеии (хотя это собственно u требовалось
отъ ннхъ), служптъ непререкаеыыыъ доказательствомъ, что оня и
самц впд дн иедостаточность отв товъ, сами понішаліі, что ае въ
силахъ будутъ защнхить ихъ протнвъ неизб жйыхъ возражевіГг, a
сл доватедьно защитить u себя и всю представляемую ими іерархію.
Такую слабость отв товъ вид лп очень хорошо и многіе изъ
старообрядцевъ, а съ т ыъ вм ст еще бол е уб ждались въ сираведливостн
нзъясневиыхъ вопросамц сомв ніЗ относительно законаостн
н иравильиости нменуемоіі старообрядческойцерквн ніерархін.
Въ подмосковяой деревн Новішкахъ, среди старообрядцевъ,
которымн она заселеиа иопреимуществу, пропзвелн особеано СІІЛЬное
внечатл ніе поданвые въ 1879 г. вопросы, а зат ыъ и обращевіе
къ церквн, нхъ сожнтелей, вышеупоыяпутаго И.
. Авдреева
Стр.3