Удицы и дюди еовременной ЦІІоеквы.
Статья Г.
Василича.
Несмотря на недавнее (1904 г
-) торжественное заяпленіе руководителей
передовыхъ художественныхъ круговъ, что «быгъ умеръ!»—покойникъ
благополучно здравствуетъ и занимаетъ все бол е и бол е зам тное
м сто на русскомъ эстетическомъ горизонт . Бытъ совремеігаый не привлекаетъ
вниманія художниковъ; возвратъ къ непосредственному, безмятежному
любованію вн шнимъ обликомъ жизни, увлекавшему Венеціанова,
едотова и Перова, уже невозможенъ. Въ окружающей жизни хочется вид
ть только ея внутреннія стороны, потому что наружная слишкомъ безспорно
уродлива, противор чива и не манитъ художественнаго вниманія.
За то бытъ прошлыхъ эпохъ, начиная чуть не съ каменнаго в ка и
кончая зо-ми и 40-ми годами XIX стол тія, становится главнымъ содержаніемъ
искусства. Въ исторіи интересуютъ не трагическія колЛизіи
душъ, не титаническіе характеры, созданные прошлымъ, а обыденный
обликъ жизни—одежды, украшенія, жилища, игрушки, оружіе и т. д.
Самымъ интереснымъ пунктомъ исторіи становится безыменный герой —
бытъ, обыденная жизнь, то, что д лали люди прошлаго, какъ они см ялись,
наряжались, плакали, торжествовали, какъ хоронили, любили и
шутили.
Съ перваго взгляла такой интересъ къ бз^дничной сторон исторіи
можетъ показаться мелкимъ. Въ этомъ чудится поверхностное любопытство
эстетическихъ гурмановъ, не склоыныхъ волноваться и думать, ищущихъ
въ прошломъ курьезовъ и странностей...
Намъ же кажется, что корни этого увлеченія современнаго творчества
историческимъ бытомъ гораздо глубже и причины его серьезн е.
ІІосква 12 п.
3
Стр.5