Естественные и технические науки, № 5, 2013 Бойко О.В., старший научный сотрудник ОАО Научно-исследовательского проектно-изыскательского института «Ленметрогипротранс» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСЕВДОРЭЛЕЕВСКИХ ВОЛН ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ УПРУГИХ ПАРАМЕТРОВ ПОРОД, ВМЕЩАЮЩИХ ТОННЕЛЬ, С БЕТОННОЙ ИЛИ ДРУГОЙ НЕСУЩЕЙ ОБДЕЛКОЙ В работе предложен способ расчета скоростей поперечных волн по дисперсионным кривым псевдорэлеевских волн, при наличии высокоскоростного слоя перекрывающего низкоскоростное полупространство. <...> При проектировании новых, и реконструкции старых тоннелей, необходима информация о деформационно-прочностных характеристиках (статических и динамических модулях деформации и упругости) пород непосредственно окружающих тоннель. <...> Эти параметры используются для выбора конструкции обделки тоннеля и расчета её несущей способности, а также для определения устойчивости массива с целью выбора способа проходки тоннеля. <...> Для расчета деформационно-прочностных характеристик массива вмещающих тоннель пород необходимо знать их упругие параметры (скорости продольных и поперечных волн). <...> Для определения упругих параметров пород используется инженерная сейсморазведка МПВ, а для расчета по ним деформационно-прочностных характеристик разработаны специальные рекомендации [6, 7], которые и применяются в производстве. <...> Если проектируется проходка нового тоннеля рядом с существующим, или старый тоннель идет под реконструкцию, целесообразно проводить сейсмические изыскания из тоннеля, через его обделку (в сторону проектируемого). <...> Продольные волны по породам заобделочного пространства тоннеля выделяются достаточно уверенно, а поперечную волну по этим породам выделить трудно. <...> Однако, на сейсмических записях, полученных от сейсмопремников, установленных на обделке тоннеля, как правило, уверенно прослеживаются псевдоэлеевские волны (ПРВ). <...> В случае увеличения скоростей с глубиной (как правило, при исследованиях <...>