Естественные и технические науки, № 4, 2013 Качалин Г.В., кандидат технических наук, старший научный сотрудник Медников А.Ф., кандидат технических наук, старший научный сотрудник (Национальный исследовательский университет «МЭИ») О ФОРМИРОВАНИИ ЖАРОСТОЙКИХ ПОКРЫТИЙ НА ДЕТАЛЯХ И УЗЛАХ ГАЗОВЫХ ТРАКТОВ АВИАЦИОННОЙ И КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ Рассматриваются перспективы использования вакуумных ионно-плазменных методов для формирования жаростойких покрытий на деталях газовых трактов авиационной и космической техники. <...> Описываются принципы формирования нанокомпозитных жаростойких покрытий на оборудовании «НИУ «МЭИ». <...> Показаны перспективы технологий формирования универсальных защитных покрытий, имеющих нанослойную структуру с толщиной одного слоя менее 100 нм. <...> ON THE FORMATION OF HEAT-RESISTANT COATINGS ON GAS PATH PARTS AND COMPONENTS OF AVIATION AND SPACE TECHNICS The prospects for the use of vacuum ion-plasma methods for the formation of heat-resistant coatings on the gas paths details of aviation and space technics were considered. <...> The research results of heat-resistant coatings were analyzed. <...> The principles of formation of heat-resistant nanocomposite coatings on the «NIU «MPEI» equipment were described. <...> The prospects of universal technology for forming the coatings, having nanolayer structure with one layer thickness of less than 100 nm, were shown. <...> Введение Металлы – основные конструкционные материалы для изделий авиационной и ракетнокосмической техники, их масса в массе сухих изделий составляет более 90 %. <...> Поэтому совершенствование тактико-технических характеристик таких изделий во многом определяется свойствами применяемых сплавов. <...> Известно, что одним из наиболее напряженных узлов современных энергетических установок авиационной и космической техники является газовая турбина. <...> Это является основной причиной увеличения напряженности деталей газовых трактов, снижая их долговечность. <...> В процессе эксплуатации при повышенной температуре газа интенсивно разрушаются поверхностные слои вследствие как газовой коррозии, так и термических и механических циклических нагрузок. <...> Основные требования к материалам для лопаток газовых турбин обусловлены непрерывным <...>