ВВЕДЕНІЕ.
§ 1. Понятіе о христіанскомъ, православно-догматическомъ
Богословіи.
Христіанское, православно-догматическое Вогословіе есть
наука, излагающая христіанское, православно-догматическое
ученіе о Вог , или—есть научное изложеніе христіанскихъ
иравославныхъ догматовъ.
Прим и. 1. Называемъ свое догматическое Богословіе; а) хрисіпіанскимв въ отличіе
отъ вснкаго догматическаго Богословія не-христіанскаго; іудейскаго, магометанскаго,
языческаго; б) православно-доиштииескилів въ отличіе отъ всякаго догматичеекаго
Богословія христіанскаго, но неправославнаго: римскаго, лютеранскаго и другихъ.
2. Понятія о христіанской религіи и откровеніи, о православной Церкви, какъ
хранительниц и истодковательниц христіанскаго откровенія, о хриетіанскомъ
правосдавномъ Богословіи вообще и его главныхъ отрасляхъ предполагаются изв -
стными воспитанникашъ изъ сБогословія основнаго».
3. Слово доіматй, погречески (ооу|іа отъ Soxeco), значитъ мн ніе, ученіе, положеніе,
опред леніе. Въ смыел ученія и опред ленія угютребляется слово это и по
отношенію къ хриетіанской религіи въ самомъ Священномъ ГГисаніи,—когда, наприм.,
говорится, что Христоеъ закони запов дей в тхозав тныхъ ученьми (&о-ціааі.) упраздн л
(ЕФ. 2, 15) и опред ленія апостольскаго собора, бывшаго въ Іеруеалим , называются
въ подлинномъ текст доіматами СД ян. 16, 4^.
§ 2. Ж сто догшатовъ въ ряду другихъ христіанскихъ истинъ,
понятіе о христіанскихъ православныхъ догматахъ и нхъ существенныя
свойства.
I. Истины хриетіанскаго Откровенія, заключающагоея въ
Свящ. Писаніи и свящ. преданіи, разд ляются на два рода: на
истины в ры, которыя должно усвоять умомъ в рующимъ, и
на истины д ятедьности, которыя должно усвоять волею и
осущеетвлять въ жизни.
Истины в ры подразд ляются еще на два класса: одн относятся
къ самому существу хриетіанской религіи, какъ воз1*
Стр.4
— 4 —
становленнаго союза между Вогомъ и челов комъ, и содержатъ
ученіе о Вог и Его отношеніи къ міру и въ оеобенности къ
челов ку, опред ляя, во что и какъ долженъ в ровать челов
къ, чтобы спастись; а потому и предлагаются намъ, какъ
непререкаемыя и неизм нныя правила спаеительной в ры.
Другія къ существу христіанской религіи непоередственно не
относятся, и содержатъ въ себ или историчеекія сказанія о
разныхъ событіяхъ и лицахъ Церкви ветхозав тной и новозав
тной, или частныя изреченія разныхъ священныхъ лицъ,
Пророковъ, Апостоловъ, Самого даже ХристаСпасителя, неотносящіяся
къ существу христіанства (наприм. Іоан. 1, 42. 47; 4,
50; 5, 8), или пророчества касательно судьбы разныхъ народовъ,
городовъ и т. под.; а потому, хотя достойны всей нашей в ры,
будучи изложены въ Божеетвенномъ Откровеніи, но не предлагаются
намъ, какъ необходимыя для нашего спасенія.
Истины д ятельности подразд ляются также на два класса:
на такія, которыя опред ляютъ, что долженъ д лать челов къ,
какъ существо нраветвенное, призванное въ новый союзъ съ
Вогомъ,—^это собственно нравственныя христіанскія запов ди,
и на такія, которыя показываютъ, какъ христіанинъ долженъ
выражать свое отношеніе къ Вогу во вн шнемъ Вогослуженіи,
и какъ христіанину подобаетъ въ домц Вооюіи жити (1 Тим.
3, 15),—истины обрядовыя и каноничеекія.
Въряду вс хъ этихъхриетіанскихъистинъ, подразд ляющихся
такимъ образомъ на четыре класса, догматы занимаютъ первое
м сто и заключаются въ класс первомъ.
II. Подъ именемъ христіанскихъ правосдавныхъ догматовъ
разум ются, открытыя намъ Вогомъ и преподаваемыя православною
Церковію, истины в ры, которыя относятся къ самому
существу христіанской религіи и содержатъ ученіе о Вог и
Его отношеніи къ міру и челов ку, необходимое для нашего
спасенія, а потому—истины непререкаемыя и неизм ыныя. Въ
этомъ понятіи указываются сл дующія существенныя свойства
въ каждомъ христіанскомъ православномъ догмат :
1. Какъ христіанскіщ онъ есть истина, открытая намъ Вогомъ,
и, ед довательно, непрем нно заключается въ Вожествен
Стр.5