Вопросы экономических наук, № 2, 2013 Мартынов Л.М., Ph.D-management, доктор экономических наук, профессор Московского государственного технического университета им. <...> Н.Э. Баумана АКТУАЛИЗАЦИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ В ВИРТУАЛЬНОЙ БИЗНЕС-СРЕДЕ В современной виртуальной бизнес-среде, являющейся все более трудно прогнозируемой вследствие происходящих в ней изменений, «традиционные» механизмы менеджмента часто становятся непродуктивными. <...> В условиях глобализации экономики, гиперконкуренции и высокой динамики изменений в сферах социально-экономической и организационноуправленческой деятельности возникают новые концепции управления организациями, персоналом. <...> Такие концепции концентрируют внимание именно на: • неопределенности и сложности бизнес-среды, • системных свойствах организации, • самоорганизации хозяйственных систем, прежде всего, как социальноэкономических систем в процессе их адаптации к происходящим изменениям во внешней и внутренней среде. <...> В связи с этим любая организация, как хозяйственная система, рассматривается нами здесь с учетом актуальности проблемы самоорганизации применительно к условиям виртуальной бизнес-среды. <...> Напомним, что, согласно одному из наиболее удачных и лаконичных определений, самоорганизация – это «…свойство системы обретать пространственную, временную или функциональную структуры без специфического воздействия извне» [1, с. <...> Понятие «самоорганизация» имеет принципиально важное значение для практической реализации теоретико-методологических основ управления в условиях современной информационно-коммуникационной (инфокоммуникационной) или инфокомной среды (ИКС),к которой будем относить виртуальную среду. <...> Для последних десятилетий характерно повышение интереса к теории самоорганизации и к ее учету в управленческих концепциях. <...> Это происходит, с одной стороны, в связи с ростом нестабильности и усилением вероятностных процессов как в масштабах отдельных <...>