ФРАНКА Идея дуализма мира и человека имеет давнее происхождение. <...> Впервые в западной культуре мы её обнаруживаем в трудах древнегреческих философов. <...> Дуализм мира проявляется в существовании вечно сущего бытия и того, что есть «вечно возникающее, но никогда не сущее» [1]. <...> В структуре человека дуализм выражается в принципиальном различии его материальных и духовных интересов, которые подчинены влиянию двух основ – внешней необходимости и внутренней свободы. <...> В Россию идея дуализма бытия проникает двумя путями: через общественную деятельность и труды хорватского учёного-энциклопедиста Ю. <...> Как Крижанич, так и Руссо были хорошо ознакомлены с взглядами древнегреческих философов на эту проблему. <...> У С.Л.Франка данная проблематика имеет во многом сходную трактовку с взглядами других философов Серебряного века. <...> Человек подчинён воздействию двух миров – внешней необходимости и внутренней свободы. <...> Телесный человек скован первым миром, поскольку здесь управляет слепой закон необходимости, действующий так же непреложно, «как камень, притягиваемый землёю при своём падении» [2]. <...> Мир внутренней свободы всецело зависит от волеизъявления человека. <...> Эта область духовного бытия так же объективна, как и область физического бытия. <...> Однако духовную реальность нужно отличать от того слоя психических реакций, которые мотивированы взаимодействием человека с миром физической необходимости. <...> Поэтому дуализм человека обнаруживается «между идеями, идеалами, верованиями, с одной стороны, и страстями, вожделениями и эмпирически-определёнными мотивами человеческих действий – с другой» [4]. <...> Эти две силы относительно самостоятельны, могут даже противоборствовать друг с другом и, тем не менее, между ними существует неразрывная связь: «История есть неустанная борьба, но и неустанное сотрудничество «идей» и «вожделений», духовного и плотского моментов человеческой жизни… <...> . Несмотря на своеобразие каждой исторической <...>