Аспирант и соискатель, № 1, 2013 Теория и методика обучения и воспитания Ермакова Е.А., аспирант Челябинского государственного педагогического университета, учитель начальных классов средней общеобразовательной школы № 46, г. Челябинск ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Личностно-ориентированная политика государства, несоответствие качества российского образования международному, изменившиеся социально-общественные условия жизни, – все это показало необходимость перестройки всей отечественной системы образования. <...> В результате приняты новые образовательные стандарты, утверждающие переход от знаниевой парадигмы образования к деятельностной. <...> В связи с таким переходом актуальным стало понятие «функционально грамотная языковая личность» [1]. <...> На начальном этапе образования мы рассматриваем понятие «функционально грамотная языковая личность младшего школьника». <...> Данное понятие нами трактуется как личность, владеющая всеми видами речи (устной и письменной, монологической и диалогической), умеющая решать учебные и жизненные задачи на основе адекватного взаимодействия с другими людьми, способная понимать и принимать существование других точек зрения, контролирующая и оценивающая собственную речевую деятельность. <...> При этом критериями функционально грамотной языковой личности младшего школьника предлагаем считать лингвистическую и коммуникативную компетенции, самоконтроль, самооценку, рефлексию. <...> К лингвистической (языковедческой) компетенции ФГОСТ относит знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; владение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов. <...> Лингвистическую <...>