Актуальные проблемы современной науки, № 6, 2013 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ Машиностроение и машиноведение Машиноведение, системы приводов и детали машин Тойгамбаев С.К., кандидат технических наук, профессор Романюк С.Н., аспирант (Московский государственный университет природообустройства) МНОГОРОЛИКОВАЯ ОБКАТКА ВТУЛОК ИЗ ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ Бронзовые подшипниковые втулки нашли широкое применение в сельскохозяйственных, транспортных и технологических машинах. <...> Они способны воспринимать значительные знакопеременные нагрузки, выдерживать высокие скоростные и температурные режимы, работать в условиях недостаточной смазки, в присутствии абразива, воды и других агрессивных сред, благодаря низкому коэффициенту трения, хорошей сопротивляемости износу и коррозии, высоким механическим и технологическим свойствам [1, 2]. <...> Указанные преимущества позволяют использовать бронзовые подшипниковые втулки в двигателях (втулка верхней головки шатуна, втулка турбокомпpeссора), В тяжелонагруженных узлах трения (втулки опорных и поддерживающих катков, подъемных стрел, поворотной платформы экскаватора, втулки балансиров, опорных кареток и натяжных колее тракторов). <...> Например, только в одном экскаваторе ЭО -5111 в опорных роликах гусеничной тележки используется 24 бронзовых втулок, в поддерживающих роликах – 6 втулок и в ведущих и направляющихся колёсах – 10 штук. <...> В большинстве случаев бронзовые подшипниковые втулки имеют цилиндрическую форму и гладкими наружными и внутренними поверхностями. <...> Иногда конструктивное исполнение предусматривает маслосъемную канавку на внутренней поверхности. <...> При эксплуатации транспортных и технологических машин природообустройства происходит износ внутренней рабочий поверхности бронзовых втулок, пределы которых рекомендуют подразделять на 3 категории, исходя из его величины на диаметр: 1 – втулки, работоспособность которых прекращается при износе до 0,1 мм; 2 – втулки, теряющие <...>