Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии УДК 620.179.1.082.7.05 Е.В. ПАХОЛКИН ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СМАЗЫВАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ МЕТОДОМ Приводится описание экспериментальных исследований. <...> Адгезионные свойства масел исследуются на основе теории электрорезистивных методов. <...> Методика исследований предполагает комплексирование электрических диагностических параметров. <...> Повышение информативности метода обеспечивает получение информации об исследуемом свойстве масел. <...> Ключевые слова: смазывающая способность масел, экспериментальные зависимости, электрические методы трибомониторинга. <...> ВВЕДЕНИЕ Во многих узлах трения наблюдаются различные (переменные) режимы смазки, и при переходе к граничной смазке в трибосопряжении снижение трения и изнашивания определяется уже не реологическими свойствами масла. <...> Граничное смазывание заключается в образовании на трущихся поверхностях адсорбированной пленки масла толщиной порядка 0,1 мкм [1]. <...> Способность масла образовывать масляную пленку зависит от типа базовой основы масла и от наличия в нем поверхностно-активных полярных молекул, которые адсорбируются на поверхности трения. <...> Степень адгезионной способности масел в данном аспекте называют смазывающей способностью, кроме того, применяются также термины «маслянистость», «липкость». <...> В работе [2] приведены результаты моделирования среднего сопротивления R зоны трения с учетом следующих составляющих сопротивления: Rсм – смазочного материала, разделяющего трущиеся металлические поверхности; Rокс – поверхностных неметаллических твердых слоев (окисных пленок, например); Rм – металлического контакта; Rадг.сл. – адгезионного смазочного слоя. <...> В данной работе основное внимание будет уделено процессам формирования адгезионных смазочных слоев. <...> Среднее сопротивление R электрической цепи без учета особенностей процессов контактирования поверхностей (упругое <...>