ИСТОРИЯ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Транссиб: 100-летие открытия сквозного движения по территории России Космин В.В., академик РАТ, проф., Москва Сооружение Транссибирской железнодорожной магистрали – эпохальное событие в транспортном освоении Евроазиатского континента, заметная веха в развитии мирового железнодорожного транспорта. <...> Более чем 15-летняя история строительства Транссиба была богата масштабными событиями, которые впоследствии отмечались в нашей стране как знаменательные даты. <...> В их числе начало строительства, пуск первого участка, открытие сквозного движения от Москвы до Владивостока с использованием трассы Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) и др. <...> И вот наступила памятная дата 100-летия открытия сквозного движения на Транссибе, полностью проложенном по территории России. <...> Строительство Великого Сибирского пути (Транссиба) – самой протяженной железной дороги в мире (9288 км) – началось 125 лет назад, в 1891 г. Исторически Транссиб – только восточная часть сверхмагистрали Москва – Владивосток, начинающаяся от Челябинска и протянувшаяся примерно на 7 тыс. км. <...> Первоначально по предложению С. Ю. Витте для сокращения длины и сроков строительства Транссиб проложили на самом восточном участке (рис. <...> 1) по территории тогдашней Маньчжурии (Китайско-Восточная железная дорога, КВЖД) и открыли рабочее движение 21 октября (3 ноября) 1901 г., 115 лет назад. <...> Сквозное движение поездов между Санкт-Петербургом и российскими тихоокеанскими портами Владивосток и Порт-Артур (в 1952 г. КВЖД передана КНР) было открыто в 1903 г. При этом до открытия в октябре 1905 г. Кругобайкальской железной дороги поезда через оз. <...> Работы по сооружению всей трассы Транссиба на территории России для пропуска движения минуя КВЖД были завершены 18 октября 1916 г. Сегодня Великий Сибирский путь, проложенный по территории исключительно нашей страны и пересекающий весь Евразийский континент, играет колоссальную роль в развитии экономики <...>