Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639001)
Контекстум
Электро-2024

Зиновий Богдан Хмельницкий, или Освобожденная Малороссия

0   0
Первый авторГлинка Федор Николаевич
Издательство[Б.и.]
Страниц22
ID4932
Кому рекомендованоПроза
Глинка, Ф.Н. Зиновий Богдан Хмельницкий, или Освобожденная Малороссия : Повесть / Ф.Н. Глинка .— : [Б.и.], 1816 .— 22 с. — Проза .— URL: https://rucont.ru/efd/4932 (дата обращения: 16.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ф. Н. Глинка Зиновий Богдан Хмельницкий, или Освобожденная Малороссия Предслава и Добрыня: Исторические повести русских романтиков / Сост., авт. вступ. статьи и коммент. <...> Зинобий Богдан Хмельницкий, Малороссийский обеих сторон Днепра и войск Запорожских гетман {Сия надпись и следующие за оною строки списаны мною с одного старинного портрета Хмельницкого, выгравированного, как из надписи видно, в честь героя Малороссии от лица сетующего по нем народа.} <...> . Ревнитель благочестия, истребитель унии, защитник церквей, избавитель православного народа, находящегося во всей малороссийской и польской Украине, Подолии, Больший, Чермноруссии, Белоруссии, Подгорий, Полесий и в прочих странах княжений русских, Владимирову престолу наследственных, страждущего за благочестие в гонениях, мучениях, заточениях, под тяжким игом владения польского и папежского. <...> Бурное время междуцарствия и кратковременное владычество поляков в Москве исчезло как печальный сон. <...> Алексей, сын Михаила, избранного общею волею народа, государь мудрый и правосудный, управлял Россиею, но Малороссия сетовала еще под тяжким игом чуждой власти. <...> Издревле короли польские, дорожа прекрасною страною сей и уважая воинственный дух не терпевших угнетения сынов ее, даровали им великие преимущества, украшая цветами железные узы, соединявшие их с народом польским, чуждым по вере и нравам храброму народу малороссийскому1 {Цифры отсылают к примечаниям автора.-- Ред.} <...> Последние того времени короли уже не радели более о средствах кротости и благоволения, которыми предки их привлекали сердца малороссиян. <...> Великие гетманы польские для личных выгод и по жадности к корыстям нарушили права народа свободного, права, начертанные на могилах предков его и запечатленные их кровию. <...> Знаменитые особы наши изгнаны из правительства за то только, что они русские; не дозволяют жить в столичном городе, и никто не защищает нас от сих и подобных бесчисленных обид и укоризн <...>
Зиновий_Богдан_Хмельницкий,_или_Освобожденная_Малороссия.pdf
Ф. Н. Глинка Зиновий Богдан Хмельницкий, или Освобожденная Малороссия Предслава и Добрыня: Исторические повести русских романтиков / Сост., авт. вступ. статьи и коммент. В.Ю. Троицкий. --М.: Современник, 1986. OCR Бычков М. Н. Зинобий Богдан Хмельницкий, Малороссийский обеих сторон Днепра и войск Запорожских гетман {Сия надпись и следующие за оною строки списаны мною с одного старинного портрета Хмельницкого, выгравированного, как из надписи видно, в честь героя Малороссии от лица сетующего по нем народа.}. Ревнитель благочестия, истребитель унии, защитник церквей, избавитель православного народа, находящегося во всей малороссийской и польской Украине, Подолии, Больший, Чермноруссии, Белоруссии, Подгорий, Полесий и в прочих странах княжений русских, Владимирову престолу наследственных, страждущего за благочестие в гонениях, мучениях, заточениях, под тяжким игом владения польского и папежского. Который народ за избавление свое от уз, темниц, смертей и поныне приносит ему, Богдану Хмельницкому, вопль, рыдание и слезы; и с жалостию, при упокоении его на вечное блаженство 1657 года, вопиет сию надгробную плачевную песнь: "Вечная память". В Чигирине. Вступление Около половины XVII столетия Отечество наше было уже свободно и счастливо. Бурное время междуцарствия и кратковременное владычество поляков в Москве исчезло как печальный сон. Алексей, сын Михаила, избранного общею волею народа, государь мудрый и правосудный, управлял Россиею, но Малороссия сетовала еще под тяжким игом чуждой власти. Издревле короли польские, дорожа прекрасною страною сей и уважая воинственный дух не терпевших угнетения сынов ее, даровали им великие преимущества, украшая цветами железные узы, соединявшие их с народом польским, чуждым по вере и нравам храброму народу малороссийскому1 {Цифры отсылают к примечаниям автора.-- Ред.}. Но мудрость не есть наследственное достояние государей. Последние того времени короли уже не радели более о средствах кротости и благоволения, которыми предки их привлекали сердца малороссиян. Великие гетманы польские для личных выгод и по жадности к корыстям нарушили права народа свободного, права, начертанные на могилах предков его и запечатленные их кровию. К жестокости и неразумию наместников королевских присовокупилось еще гонение на веру православную и от духовенства польского. Оскорбление алтарей и древних прав долженствовало неминуемо возродить в народе великое негодование к притеснителям его. Все сказания того времени, и даже некоторых беспристрастных писателей польских, явно свидетельствуют о несчастном состоянии Малороссии. Но лучше всего объясняют оное мужи, избранные из среды народа малороссийского, в грамоте, поданной ими на общем сейме в Варшаве... "Права наши нарушены и вольность попрана; священные храмы, издавна сооруженные, иные запустели, иные и доныне запечатаны, дабы возбранить нам в оные вход. Знаменитые особы наши изгнаны из правительства за то только, что они русские; не дозволяют жить в столичном городе, и никто не защищает нас от сих и подобных бесчисленных обид и укоризн". Так говорили усердные защитники Малороссии. Но правители Польши не внимали гласу истины, гласу самого бога в сердечных воплях народа2. "В вольном государстве мы ни в чем не имеем вольности! -- восклицают в той же грамоте притесненные. -- Гонение коснулось храмов наших и сокрушило алтари. Младенцы наши умирают без крещения, совершенно возросшие живут вне законного брака, и мертвецы наши погребаются без подобающих православной церкви обрядов!.." "Последуйте, -- продолжают они, -- последуйте стопам предшественников своих и возвратите просящим со слезами прежнюю вольность нашу!.." Поляки были равнодушны к слезам и стонам, но явился человек, предназначенный судьбами, сей новый Моисей народа малороссийского. Он явился, чтоб извести его из работы, подобной египетской3. "Слезы приличны только женам, -- сказал он, -- мужи должны действовать!" Так восклицал человек сей, и это был Зиновий Богдан Хмельницкий! {Подлинное имя Хмельницкого есть, кажется, Зиновий, а Богдан (как говорит изустное предание) только почетный придаток к его имени. Народ почитал его данным от бога...} 4. Глас сего ревностного сына Отечества не
Стр.1