Испытания, контроль, диагностика и управление качеством УДК 620.179.1.082.7:658.58 В.В. МИШИН ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРОРЕЗИСТИВНЫМ МЕТОДОМ «ТРЕТЬЕГО ТЕЛА», ПРЕДСТАВЛЕННОГО ПОВЕРХНОСТНЫМИ НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИМИ СЛОЯМИ В ТРИБОСОПРЯЖЕНИЯХ ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ В работе рассмотрен вопрос использования электрического сопротивления (проводимости) трибосопряжений подшипника качения как диагностического параметра, отражающего состояние рабочих поверхностей трибосопряжения при отсутствии («третье тело» сформировано неметаллическими поверхностными слоями) и наличии смазочного материала с учетом режимов работы подшипника. <...> Поверхностный слой трибосопряжения имеет сложную физико-химическую структуру. <...> Он формируется в процессе работы трибосопряжения при наличии различных окислительно-восстановительных реакций, коррозии, деформационных процессов, адгезии, когезии и т.п. <...> На металлических элементах трибосопряжений твердый неметаллический слой в основном представлен в виде прочных оксидных пленок, имеющих отличную от основного металла удельную электрическую проводимость (сопротивление) (рисунок 1). а) б) Рисунок 1 – Зона контактирования в подшипнике а) – общая схема, б) – схема контакта при наличии смазочного материала, в) – схема контакта без смазочного материала, 1,2 – контактирующие детали подшипника, 3 – слой смазочного материала, 4 – поверхностный слой, 5 – непосредственная зона взаимодействия микронеровностей Для оценки возможности диагностирования подшипников [1] с учетом поверхностного слоя проведено экспериментальное исследование свойств сигнала электрического сопротивления подшипника качения, работающего без смазочного материала, т.е. тела качения и кольца взаимодействуют при так называемом сухом трении и разделяются практически только третьим телом, состоящим в основном из оксидных пленок и элементами поверхно96 ______________________________________________________________________ № 1 (285) 2011 в) Фундаментальные и прикладные <...>