Вопросы экономических наук, № 3, 2014 Савельева И.В., старший преподаватель Рязанского государственного радиотехнического университета ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУКОЕМКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА Прогнозирование на наукоемком предприятии является одним из важнейших этапов планирования, позволяющим определить наиболее вероятные сценарии его развития на долгосрочный период. <...> Применение синергетического подхода при составлении прогноза позволит рассчитать требуемый уровень прибыли от сочетания производственных затрат и повысить качество планирования. <...> FORECASTING ACTIVITIES OF HIGH-TECH ENTERPRISES ON THE BASIS OF SYNERGETIC APPROACH Forecasting at high-tech enterprise is one of the most important stages of planning which allows to determine the most probable scenarios of its development in the long term. <...> Application of synergetic approach in the forecast will calculate the required level of profit from the combination of production costs and improve the quality of planning. <...> Эффективность деятельности наукоемких предприятий во многом зависит от качества планирования, которое определяется величиной плановых и фактических отклонений. <...> Для более точного достижения целевых стратегических показателей необходимо строить различные виды прогнозов, касающиеся развития внешней и внутренней среды предприятия и реализации продукции. <...> Их деятельность сосредоточена на разработке и выпуске высокотехнологичных изделий, как правило, военного и гражданского назначения. <...> Поэтому на наукоёмких предприятиях точно рассчитать затраты на всех стадиях производства и её выпуска при определении расходной части бюджета не возможно. <...> Как правило, в состав производственного плана входят изделия, относящиеся к разным типам производства, например, опытному и серийному. <...> Это оказывает большое влияние на наличие отклонений от выполнения плана. <...> Поэтому для повышения качества планирования необходимо прогнозировать развитие деятельности наукоёмких предприятий по четырём основным направлениям: персонал, производство, НИОКР, маркетинг с учётом их сочетания и влияния <...>