Аспирант и соискатель, № 3, 2015 Локшин А.А., доктор физикоматематических наук, профессор Бахтина О.В., кандидат педагогических наук, доцент (Московский педагогический государственный университет) НУЖНО ЛИ ПРЕПОДАВАТЬ ДЕТЯМ ЛОГИКУ, ИЛИ ПОЧЕМУ ПОДСОЗНАНИЕ ОТДЕЛЕНО ОТ СОЗНАНИЯ? <...> Начнем со второго вопроса, убедительный ответ на который следует ждать, конечно же, от психологов и нейрофизиологов. <...> Авторы, будучи всего лишь преподавателями математики, решили все же рискнуть и высказать свои соображения по этому поводу. <...> На наш взгляд, невозможность контролировать подсознательные мыслительные процессы может быть, в частности, объяснена необходимостью избежать «зацикливания» вида: «А правильно ли я думаю о том, что «а правильно ли я думаю о том, что …» <...> Далее, нет никакого сомнения в том, что еще до того как ребенок приходит в школу (где начинает изучать логику сознательно), у него уже есть в подсознании своеобразная мыслительная структура, находящаяся в процессе своего становления (см. в этой связи, например, замечательную книгу А.К. Звонкина [1]). <...> Сознание за действиями этой структуры непосредственно (в режиме on-line) наблюдать не может, ему доступны лишь результаты неосознаваемых мыслительных действий. <...> Известный физик Дэвид Бом писал о непознаваемости подсознательного процесса мышления следующее [2, c. <...> 205 – 206]: «Человек, пытающийся наблюдать, о чем он думает в тот самый момент, когда размышляет на какую-нибудь тему, вообще должен согласиться, что он вносит с этого времени непредсказываемые и неконтролируемые изменения в ход своих мыслей. <...> » И далее: «… основной процесс мышления, вероятно, не может быть изображен как логический. <...> » И вот эту органически складывающуюся в подсознании систему мышления буквально взламывает сознательное изучение логики. <...> Вот пример из уже упоминавшейся книги [1, c. <...> Спрашивается, верно ли для данной картинки, что «все девочки – в очках», а девочек на ней вовсе нет. <...> – Вот я и говорю, что все <...>