Аспирант и соискатель, № 4, 2014 Искусствоведение Музыкальное искусство Бурель А.В., соискатель Харьковского национального университета искусств имени И.П. Котляревского, Украина ФОРТЕПИАННЫЙ КОНЦЕРТ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ II ПОЛОВИНЫ XIX СТОЛЕТИЯ В круг вопросов, рассматриваемых в данной статье, вошли культурно-исторические предпосылки развития, векторы стилевых взаимовлияний, композиционно-драматургические особенности фортепианного концерта во французской музыкальной культуре второй половины XIX столетия. <...> В существовании жанра ведущими фигурами становятся композиторы Литольф, Лист и Сен-Санс. <...> Герца продолжено избранное ранее салонно-виртуозное направление, где задушевно-меланхолический тон высказывания выражен посредством идеала «пения» на фортепиано. <...> Произведением во многом противоположным является Концерт для фортепиано соло (1857) Ш.В. Алькана. <...> Внушительные размеры, колоссальная виртуозность, яркие образные контрасты (в особенности взрывчатый характер музыки финала), развитый тонально-гармонический план, оркестровая трактовка фортепиано – все это очень близко листовским творческим методам. <...> С французской музыкальной культурой была связана творческая деятельность пианиста и композитора А. <...> Его пять фортепианных концертов (1839, 1844, 1846, 1852, 1867), имеющие подзаголовок «Concert symphonique», сыграли важную роль на пути симфонизации жанра. <...> Сближение с симфонией выразилось в ряде моментов, в частности во введении в цикл Scherzo. <...> В искрящихся богатой фантазией образцах композиторы играли ритмической и тембровой пикантностью, используя мастерски разработанную Литольфом палитру выразительных средств – подвижный темп, размер 6/8, легкую «порхающую» оркестровку, отрывистые штрихи в партиях фортепиано и оркестра (staccato деревянных духовых и spiccato струнных). <...> Тембровая красочность литольфовских партитур не могла не вызвать восхищение Г. Берлиоза, который, продирижировав Четвертым концертом <...>