Храм-загадка
Ю. А. Пелевин, кандидат исторических наук, профессор
Посвящается тому,
кто ответит на все загадки храма…
Храм, о котором пойдет речь, возведен
в 1789 году и находится в поселке Быково
Раменского района Московской области. От Москвы
недалеко, но путь к нему многотруден, ибо
прямого и удобного подъезда нет. Добираются
сюда разве только те, кто по-настоящему ценит
старое храмозодчество. Быковский же храм
удивителен по своей архитектонике и загадочен
в своем «происхождении».
Он двухэтажный; верхняя церковь посвящена
Владимирской иконе Божией Матери, нижняя
– теплая, ныне действующая – Рождеству
Христову. Здание кирпичное, облицовано снаружи
белым камнем. По оригинальности проектного
решения и разработке архитектурных
форм памятник уникален. Правда, его принято
относить к так называемой «псевдоготике»,
или к «ложной русской готике», или «неоготике»,
но, разумеется, подобные определения
не исчерпывают всех особенностей постройки,
не имеющей прямых аналогий в российском
зодчестве.
Быковская усадьба сложилась в целостный
комплекс к концу XVIII века, когда имением
владел Михаил Михайлович Измайлов (1719–
1800). Многие годы он возглавлял Кремлевскую
экспедицию дворцовых строений, короткое
время занимал посты главнокомандующего
и начальствующего гражданской частью
в Москве и губернии. У Екатерины II Измайлов
был в чести, с воцарением же Павла I «за старостию
и слабостию здоровья» его отправили
в отставку.
Многие исследователи считают создателем
быковской усадьбы и церкви знаменитого зодчего
Василия Ивановича Баженова. В 1767–
1775 годах он работал над перестройкой (в итоге
не осуществленной) Московского Кремля,
где собирался проложить новые улицы, выходящие
на обширную площадь, и воздвигнуть
грандиозный дворец, в 1775–1785-х – возводил
дворцовый ансамбль в Царицыне (также им не
законченный). Оба проекта непосредственно
«курировал» М. М. Измайлов. Отсюда и предположение:
почему бы Баженову было не построить
заодно и усадебный комплекс для своего
начальника?
46 АиСМ 1/2007
Однако житейская логичность подобного
предположения не подкрепляется никакими
источниками. Но и без них с первого взгляда
видно: архитектоника Владимирской церкви
слишком отличается от всех известных баженовских
построек. Тем не менее в многочисленных
буклетах, путеводителях, справочниках
относительно церкви в Быково без каких-либо
оговорок утверждается авторство В. И. Баженова
– взять хотя бы брошюру такого авторитета,
как М. А. Ильин1
.
От первоначального ансамбля в усадьбе уцелел
лишь пейзажный парк с ротондальной беседкой
и интересующий нас храм. Утверждение,
что быковское имение проектировал один
архитектор, тоже весьма шатко. Беседка являет
собой эталон классицизма и «принадлежит
к лучшим образцам парковой архитектуры
конца XVIII века»2
(она наверняка составляла
единое стилевое целое с несохранившимся
усадебным домом), тогда как храм возведен в совершенно
иных формах. Между тем Баженов
со второй половины 1770-х и в первой половине
1780-х вырабатывал свой собственный стиль.
Его искания далеко отстояли и от академического
классицизма, который он исповедовал
при строительстве Кремлевского дворца,
и от «готики» быковского храма, что сразу
становится очевидным при сравнении последнего
с корпусами царицынского дворцового
ансамбля.
Церковь отличается не только сложными тектоническими
решениями, но и уникальностью
планировки, в основе которой лежит овал
(эллипс). В России никогда не бывало овальных
в плане церквей – быковская, пожалуй, единственная.
Да и в светских постройках овальные
залы до крайности редки.
Доводилось ли вам, уважаемый москвич,
хоть бы раз в жизни побывать в эллиптическом
пространстве? Вряд ли. Потому что здания
с овальными помещениями в Москве и ее окрестностях
(как, впрочем, и в других русских
городах) можно пересчитать по пальцам одной
руки. Например, Дом-комод на Покровке,
усадебные дома князя С. С. Гагарина в Никольском-Гагарино
(1774–1776, архитектор
àÒÒΉӂ‡Ú¸, ‚ÓÒÒÚ‡ÌÓ‚ËÚ¸, ҷ˜¸
Стр.1