Теплофизика и аэромеханика, 2016, том 23, № 5 УДК 533; 534.2; 533.6 Влияние шероховатости затупленной носовой части конуса на положение ламинарно-турбулентного перехода* Д.А. Бунтин, Ю.В. Громыко, А.А. Маслов, П.А. Поливанов, А.А. Сидоренко Институт теоретической и прикладной механики им. <...> С.А. Христиановича СО РАН, Новосибирск E-mail: bountin@itam.nsc.ru В статье приведены данные по влиянию шероховатости затупленной носовой части конуса на положение ламинарно-турбулентного перехода. <...> Получено, что положение шероховатости играет существенную роль в процессе перехода, обнаружены критические числа Рейнольдса, при которых ламинарно-турбулентный переход происходит на носке модели. <...> Введение Проблеме ламинарно-турбулентного перехода (ЛТП) при гиперзвуковых скоростях на затупленных моделях посвящено большое количество работ (например, [1−3]). <...> Значительную часть этих работ занимают исследования по влиянию распределенной шероховатости на ЛТП. <...> Интерес к ЛТП, происходящему за счет распределенной шероховатости на затупленном носке, обусловлен большой практической важностью перехода этого типа. <...> При входе в более плотные слои атмосферы возрастают числа Рейнольдса, и образовавшаяся шероховатость в большинстве случаев приводит к преждевременному ламинарно-турбулентному переходу на носовой части летательного аппарата (ЛА). <...> Большинство авторов уделяли основное внимание получению эмпирических зависимостей критического числа Рейнольдса от различных параметров (см., например, [5−7]). <...> В настоящей работе приведены данные о влиянии положения и высоты распределенной шероховатости различной геометрии на область ЛТП. <...> Экспериментальное оборудование Эксперименты проводились в аэродинамической трубе «Транзит-М» ИТПМ СО РАН при числе Маха М = 5,95, температуре торможения Т0 = 360 ч 457 K и давлении торможения P0 = 6,9ч 43,1 . <...> Единичное число Рейнольдса при этом варьировалось в диапазоне Re1 = (7,7ч65,7)⋅106 1/м. <...> Носик модели длиной 65 мм был изготовлен <...>