ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ Разработка систем автоматизированного управления выправкой пути на базе ГНСС Щербаков В.В., канд. техн. наук, проф., СГУПС, Новосибирск; Пименов А.И., нач., ЗападноСибирская дирекция по ремонту пути, Новосибирск; Бунцев И.А., канд. техн. наук, Щербаков И.В., вед. инж., Ковалева О.В., канд. техн. наук, доц., СГУПС, Новосибирск Аннотация Разработаны три принципиально разных способа, которые реализованы в системах автоматизированного управления для основных путевых машин. <...> Ключевые слова Геоинформационные системы, геометрические параметры пути, путевые машины, ремонты пути мативных требований: на этапе балластировки погрешность постановки пути в проектное положение допускается до 3 см, а на этапе чистовой выправки взаимное положение смежных точек отличается на 1–2 мм. <...> Keywords Geographic information systems, road-building machines, geometric parameter of rail track, track repair Широкое распространение при планировочных работах, строительстве, в том числе линейных сооружений, получили системы автоматизированного управления (САУ) на базе глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС). <...> САУ на базе ГНСС в отличие от САУ, в основе которых лежат лазерные построители плоскостей и тахеометры, имеют более широкий функционал и автономность. <...> Объем геодезических работ при подготовке к строительству и затраты на создание опорной геодезической сети с использованием ГНСС значительно сокращаются, особенно при использовании спутниковой референц-сети. <...> Специфика геодезического обеспечения железных дорог обусловлена высокой точностью взаимного положения смежных точек. <...> Например, положение рельсовой нити в плане на хорде в 20 м составляет 1 мм. <...> Регламентируется и пространственное положение рельсовых нитей, включая требования к проектно-изыскательным работам. <...> При ремонтах и модернизации выполняется поэтапное обеспечение нор22 постановку пути в проектное положение, которое осуществляется на этапе балластировки электробаластером (ЭЛБ) или путевой <...>