Сергей Шумилин Артиллерийский вагон Woitleja, позже включенный в состав эстонского бронепоезда № 5 БРОНЕПОЕЗДА БАЛТИЙСКИХ СТРАН ервые бронепоезда появились на территории Финляндии в ходе финской гражданской войны 1918 г., вспыхнувшей вскоре после провозглашения независимости этой страны. <...> Данное вооруженное противостояние и положило начало финской гражданской войне 1918 г. К началу февраля 1918 г. сформировавшаяся линия фронта разделила Финляндию на две неравные части: центр и север находились под контролем белой армии, юг контролировали красногвардейцы, но именно здесь располагались крупнейшие города, порты, большинство Железнодорожная сеть Финляндии в 1918 г. и линия фронта (Jaeger Platoon Website) БРОНЕКАТАЛОГ — 2016 НАУКА И ТЕХНИКА № 9 — промышленных предприятий и основная часть железнодорожной сети. <...> Красные финны возлагали на бронепоезда большие надежды, однако их действия не были скоординированы — как правило, они действовали в соответствии с разумением и квалификацией местных командиров. <...> На стороне красных финнов действовало около десяти бронепоездов, из которых, шесть или семь были изготовлены на территории Финляндии, а три или четыре прибыли в качестве военной помощи из Советской России. <...> В конце концов, большинство из них было захвачено белыми, и лишь некоторым бронепоездам Карельского перешейка удалось отойти на территорию Советской России. <...> Такое количественное соотношение белых и красных бронепоездов объяснялось, тем, что красные, контролировавшие промышленные районы, смогли наладить собственное производство бронесоставов на двух машиностроительных заводах — Fredriksberg в Хельсинки и Viipuri в Выборге. <...> Эти бронепоезда были более совершенными, чем построенные в Финляндии, имея орудия во вращающихся башнях и до 10 пулеметов в каждом броневагоне, но в то же время и слишком тяжелыми, чтобы передвигаться по легким железнодорожным путям Финляндии, поэтому действовали они преимущественно на территории <...>