ВЗРАСТИМ ЧЕЛОВЕКА, СТРЕМЯЩЕГОСЯ К СОВЕРШЕНСТВУ Набросок образа будущего национального образования России А. ОСТАПЕНКО <...> СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ШАГИ ПО ВЫХОДУ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ИЗ КРИЗИСА Известно, что для того, чтобы образовательная система функционировала слаженно и исправно, необходимо, как минимум, чтобы были предельно ясны (а) образ будущего как стратегическая сверхзадача общества (сообщества), создавшего эту систему, (б) антропологический идеал человека, способного осуществить этот образ будущего (кого воспитываем?), (в) педагогическая тактика воспитания такого человека как определ¸нная антропопрактика (как воспитываем?), (г) образовательная цель системы, складывающаяся из антропологического идеала и педагогической тактики его воспитания. <...> Ясность этих четыр¸х оснований позволяет безошибочно определять (д) содержание образования и (е) его средства. <...> Так, советская система образования была явно более успешной в сравнении с сегодняшней из-за того, что (а) был сформирован образ светлого коммунистического будущего как стратегическая сверхзадача, (б) был определ¸н образ всесторонне развитой и гармоничной личности как антропологический идеал, (в) была определена педагогическая тактика формирования человека как антропопрактика. <...> Это вс¸ определило (г) ясную цель системы советского образования — «планомерное, целеустремл¸нное и систематическое формирование всесторонне и гармонично развитой личности в процессе построения социализма и коммунизма»1. <...> Советский учебник научного коммунизма давал ясное определение и уточнял и цель, и антропологический идеал: «Коммунистическое воспитание — это целенаправленное формирование всесторонне развитых людей, гармонически сочетающих высокую идейность, трудолюбие, организованность, духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство»2. <...> Вс¸ это определило (д) фундаментальность и энциклопедизм как принципы формирования содержания образования <...>