Мир транспорта и технологических машин 2015 УДК 717.7(075.8) Е. Ю. МИНЕНКО, Ю. А. КУСМОРОВА ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ВИРАЖЕ В статье рассматривается вираж как дополнительный элемент дороги на кривых малого радиуса, необходимый для безопасности движения автомобилей. <...> Авторами исследован участок автомобильной дороги на подъезде к с. <...> Устойчивость автомобиля непосредственно связана с безопасностью дорожного движения. <...> Управляя неустойчивым автомобилем, водитель вынужден внимательно следить за дорожной обстановкой и постоянно корректировать движение автомобиля, чтобы он не выехал за пределы дороги. <...> Длительное управление таким автомобилем приводит к нервному перенапряжению водителя и быстрому eгo утомлению, что повышает возможность ДТП. <...> Нарушение устойчивости автомобиля выражается в произвольном изменении направления движения, его опрокидывании или скольжении шин по дороге. <...> Траектория движения автомобиля всегда является криволинейной, причем кривизна ее непрерывно меняется. <...> Поэтому прямолинейное движение автомобиля — понятие условное, подразумевающее, что при неизменном направлении движения смещения его не превосходят некоторых пределов [1-6]. <...> Курсовой устойчивостью автомобиля называют его свойство двигаться без корректирующих воздействий со стороны водителя, т. е. при неизменном положении рулевого колеса. <...> Рисунок 1 - Криволинейное движение автомобиля на вираже Поэтому при движении автомобиля по виражу заноса автомобиля не произойдет, если поперечная сила сцепления между его колесами и дорогой будет больше или равна поперечной силе, сдвигающей автомобиль [2]: (1 + υ2 рiв / gR) φу ≥ υ2 р / gR – iв, (1) 103 № 1(48) 2015 (январь-март) Безопасность движения и автомобильные перевозки где υр – расчетная скорость движения автомобилей для данной категории дороги, м/с (табл. <...> 1); iв – величина уклона виража, доли единицы; g – ускорение свободного падения, м /с2; R – радиус кривой, м; φу – коэффициент <...>