№2(33)2011 (апрель-июнь) Эксплуатация, ремонт, восстановление УДК 629.113.004.67 И. Г. ИВАНОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА ГЕРМЕТИЧНОСТЬ МАНЖЕТНОГО УПЛОТНЕНИЯ При работе машины в манжетном узле происходят процессы, которые чаще всего являются нежелательными, а именно: кроме радиальных вынужденных колебаний рабочей кромки манжеты существуют колебания трѐх видов (продольные, поперечные, высокочастотные), из которых наибольшее влияние на утечки оказывают колебания первого вида; при высокой частоте вращения вала уплотнения в зоне контакта работают в режиме гидродинамической смазки; зависимость расхода жидкости через сальник от давления жидкости можно принять линейной до критического состояния, обусловленного потерей маслом смазочной способности, изменением эластичности и отрывом уплотняющей кромки от поверхности вала. <...> При установке сальника его герметизирующая кромка деформируется, обеспечивая давление в зоне контакта. <...> Гидродинамическое манжетное устройство: 1 – манжета; 2 – арматура; 3 – пружина; 4 – вал На манжету, установленную на валу машины, в статическом состоянии (вал не вращается) в общем случае действуют силы, обусловленные деформацией герметизирующего эластичного элемента при монтаже манжеты с натягом, растяжением кольцевой пружины и избыточным давлением герметизируемой среды [1]. <...> Эти силы прижимают эластичный элемент манжеты к валу, что приводит к формированию поверхностей контакта – номинальной Аа = 2πrва (где rв – радиус вала, а – ширина зоны контакта манжеты с валом) и фактической Аr. <...> Таким образом, статическая составляющая контактного давления qcr, представляющая собой радиальное усилие Рст, приходящееся на единицу номинальной поверхности контакта, может быть представлена в следующем виде: qст 56 q упр qпр q давл , (1) Мир транспорта и технологических машин Мир транспорта и технологических машин 2011 где qупр, qпр, qдавл – составляющие контактного давления, обусловленные <...>