Мир транспорта и технологических машин 2011 УДК 656.131:629.3.015.5 В. В. КУРИЦИН, Ю. В. МЯГКОВ ВИБРОШУМОВОЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИГАТЕЛЯ В статье экспериментально подтвержден постулат об информативности высокочастотных колебаний корпуса двигателя внутреннего сгорания (ДВС), а также установлена зависимость амплитудно-частотных характеристик этих колебаний от эксплуатационных параметров двигателя. <...> Обоснован вопрос о создании фазовой модели возникновения колебаний корпуса двигателя. <...> Ключевые слова: виброшумовое диагностирование, эксплуатационные характеристики двигателя, фазовая модель, высокочастотные колебания. <...> Практика виброшумового диагностирования возникла с момента создания первых машин и механизмов, состоящих из отдельных элементов, движущихся друг относительно друга. <...> При этом по определенному шуму или звуку работающих составных частей механизма можно установить возможные их неисправности. <...> В автомобильном двигателе наибольший интерес представляют такие «жизненно» важные для него соединения как цилиндро-поршневая группа (ЦПГ), кривошипно-шатунный механизм (КШМ), газораспределительный механизм (ГРМ). <...> Способ прослушивания шумов с помощью стетоскопа или без него появился еще на заре автомобилестроения. <...> Нами в работе «Горизонтальные колебания ДВС на упругих опорах» [1] было теоретически установлено и практически подтверждено, что колебания с частотой, близкой к частоте вращения коленчатого вала, практически не зависят от эксплуатационных характеристик двигателя (состояния отдельных элементов и величины зазоров), а зависят только от конструктивных особенностей самого двигателя (масс движущихся частей и геометрических размеров). <...> Низкочастотные шумы определяются изменением положения центра масс двигателя и их амплитуда не зависит от технического состояния двигателя (его эксплуатационных характеристик – зазоров в соединениях ЦПГ и КШМ), рисунок <...>