Мир транспорта и технологических машин 2011 УДК 621.873/875(07) Р.А.КОБЗЕВ СТРУКТУРНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ КОЗЛОВЫХ КРАНОВ В связи с развитием в тяжелом машиностроении кранов с пространственной рамной конструкцией возникает важная задача снижения масс таких кранов. <...> При оптимизации таких конструкций по минимуму металлоемкости наибольший эффект достигается структурной оптимизацией за счет варьирования типами шарниров, соединяющих пространственные элементы. <...> В работе приведены уравнения равновесия и податливости для разных типов шарниров в матричном виде. <...> Априорно нельзя предугадать распределение внутренних усилий в элементах металлоконструкций. <...> В последнее время все большее распространение получили пространственные металлоконструкции, что позволяет более равномерно распределить внутренние усилия в элементах металлоконструкции, и как следствие снизить металлоемкость конструкции. <...> 2) для монтажа энергоблоков Балаковской АЭС имеет грузоподъемность 380 тс, пролет с консолями 108 м, высоту подъема 76 м при общей массе в 1100 т. <...> Рисунок 1 - Кран козловой специальный К2х180/50+10 Саратовской ГЭС Основываясь на приведенных примерах, можно сделать вывод, что за счет оптимального выбор структурной схемы металлоконструкции можно существенно снизить ее металлоемкость, что несомненно повлечет за собой общее снижение капитальных затрат на изготовление крана. <...> Одним из резервов снижения металлоемкости кранов является структурная оптимизация схемы металлоконструкции за счет варьирования типами узлов в местах соединения элементов металлоконструкции с сохранением геометрической неизменяемости схемы. <...> Например, в упомянутом выше кране К2х190 соединение опоры с пролетным строением выполнено с помощью жесткого соединения (на болтах повышенной точности), а с точки зре43 № 4(35) 2011 (октябрь-декабрь) Технологические машины ния геометрической неизменяемости также могут быть применены универсальный <...>