№ 3 В.В. Кочетков, Е.Н. Грачиков* ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ИСТОЧНИК «МЯГКОЙ СИЛЫ» КИТАЯ** Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1 Концепция «мягкой силы», предложенная американским политологом Дж. <...> Затем авторы обращаются к анализу основных особенностей китайской идентичности: языковых (в частности, роли иероглифической письменности в формировании китайского менталитета); природно-географических; политико-философских (особое внимание уделяется конфуцианству и легизму). <...> Проведенное исследование позволило выделить такие черты китайского менталитета, как эгоизм и китаецентризм, аскетизм, общинность, прагматизм. <...> Най определяет «мягкую силу» как «способность влиять на других по* Кочетков Владимир Викторович — доктор социологических наук, профессор кафедры международных организаций и мировых политических процессов факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: vkochetkov58@ mail.ru); Грачиков Евгений Николаевич — кандидат политических наук, старший научный сотрудник кафедры социологии международных отношений социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: egrachikov@gmail.com). <...> Другой страной, «мягкая сила» которой приобретает все большее влияние в современном мире, является Китай. <...> И наоборот, вряд ли будут обладать привлекательностью, а следовательно, и «мягкой силой» государства с неясной, диффузной, негативной идентичностью, сопровождающейся чувством стыда от осознания принадлежности к определенному государству или вины за представителей собственного народа. <...> Национальная идентичность — культурная норма, отражающая эмоциональные реакции индивидов по отношению к своей нации и национальной политической системе [Tsygankov, 2001: 15]. <...> Подобным философским мировоззрением является также китаецентризм — представление о том, что Китай находится в центре <...>