№ 4 В.А. Кузнецов* ПРОБЛЕМА СВЕТСКОСТИ В СТРАНАХ «АРАБСКОГО ПРОБУЖДЕНИЯ»: ТУНИССКАЯ ВЕРСИЯ Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт востоковедения Российской академии наук» 107031, Москва, ул. <...> В статье представлены новый взгляд на взаи моотношения светской и духовной властей в арабских странах и попытка отойти от традиционных вестернизированных оценок исламской светскости и исламской религиозности. <...> С этой целью автор обращается к анализу политико-религиозной ситуации в современном Тунисе – единственной стране «Арабского пробуждения», где продолжается демократический транзит, что подвигает представителей обоих лагерей – исламистского и светского – к постоянному диалогу и уточнению своих политических взглядов. <...> На тунисском примере с использованием материалов полевых исследований автор ищет ответы на ключевые вопросы о том, что значит светскость в арабском мире сегодня, чего хотят светские силы и что они могут противопоставить исламистам. <...> Проблема религиозной идентичности общества и государства не была причиной развития политической турбулентности ни в Тунисе, ни в других странах «Арабского пробуждения», однако повсюду именно она в короткие сроки стала главным камнем преткновения для различных политических сил и линией поляризации общества, а понятие «лаицизм» (laпcitй, или 'алманийа) – одним из * Кузнецов Василий Александрович – кандидат исторических наук, научный сотрудник Института востоковедения РАН, доцент кафедры региональных проблем мировой политики факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: vasiakuznets@yandex.ru). <...> Более того, конфессиональная идентичность различных политических сил начала играть ключевую роль и в их восприятии внешними акторами, которые были (и все еще остаются) склонны рассматривать эту идентичность как маркер определенного цивилизационного, или культурного выбора, предопределяющего среди прочего и отношение соответствующих <...>