Контроль, диагностика, испытания УДК 621.313.048 В.В. КАРПЕНКО, Д.Ю. ВАСИЛЕНКО, С.И. ЯЦКО ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ ИЗОЛЯЦИИ КЛАССА НАГРЕВОСТОЙКОСТИ 220°С ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН НА УСТОЙЧИВОСТЬ К ВОЗДЕЙСТВИЮ ВНЕШНИХ КЛИМАТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ Приведены результаты экспериментальных сравнительных исследований стойкости систем электрической изоляции образцов ТЭМ на основе классов нагревостойкости 220°С с серийными образцами на основе классов F или H. <...> Построена математическая модель результатов испытаний на влагостойкость. <...> Определено расчетное время, за которое изоляция ТЭМ сохраняет допустимые значения. <...> Установлено, что образцы ТЭМ на основе изоляции класса 220°С имеют характеристики изоляции достаточно высокие по сравнению с образцами класса Н. <...> На основании результатов сравнительных испытаний подтверждена целесообразность и перспективность применения изоляции класса 220°С, рекомендовано технологическое решение для обеспечения образования на поверхностях обмоток глянцевой пленки для противодействия скоплению пыли. <...> Ключевые слова:класс нагревостойкости, сопротивление изоляции, климатические испытания, температура, окружающая среда, повышенная влажность. <...> В отечественной практике электромашиностроения, а также в странах СНГ при изготовлении электрических машин подвижного состава железнодорожного транспорта применяется изоляция класса нагревостойкости F или H по [1]. <...> Вместе с тем, большим резервом повышения технических характеристик, в том числе ресурсных характеристик ТЭМ является переход на класс изоляции 200°С и 220°С. <...> Такая конструкция изоляции находит все более широкое применение в ТЭМ иностранных изготовителей, в т.ч. <...> Чтобы оценить пригодность систем изоляции 200°С (220°С) в условиях эксплуатации железных дорог Украины и странах СНГ, в частности РФ, необходимо провести комплекс исследований в условиях имитирующих реальные климатические факторы (влажность до 100%, повышенную и пониженную <...>