Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТЫ УДК 621.833 А.Н. ВИНОГРАДОВ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА САМОУСТАНОВКИ АРОЧНЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС Одна из наиболее актуальных проблем, возникающих при сборке редукторов с арочными передачами – обеспечение точного взаимного осевого расположения зубчатых венцов. <...> Предложены варианты конструкции редукторов для реализации условий самоустановки колес. <...> Экспериментально изучена самоустановка колес с помощью скоростной цифровой видеосъемки. <...> В Рязанском институте (филиале) Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ) создана высокопроизводительная технология изготовления высокоточных арочных колес [1]. <...> Одна из наиболее актуальных проблем, которую необходимо решить при сборке редукторов с арочными передачами – обеспечение точного взаимного осевого расположения зубчатых венцов [2]. <...> Требуемое положение совмещения центральных осевых сечений зубчатых венцов можно назвать «арка в арку». <...> Только в этом единственном положении передача обладает высокой несущей способностью. <...> При малейшем смещении из него несущая способность катастрофически снижает почти до нуля. <...> Попытки достичь требуемого положения путем выверки одного колеса относительно другого завершались либо неудачей, либо превращали сборку узла в мероприятие, чрезвычайно сложное и не всегда завершающееся желаемым результатом. <...> Выход из затруднительного положения создает самоустановка (самоцентрирование) колес. <...> Если одно из колес передачи занимает в редукторе определенное осевое положение, то парное колесо, если ему придана свобода осевого перемещения, при вращении самостоятельно займет искомое положение. <...> Работу по перемещению колеса выполнят осевые составляющий сил в работающем зубчатом зацеплении. <...> Из этого следует чрезвычайно важный вывод: самоустановка возможна только при определенной конструкции редуктора <...>