Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии ПРИБОРОСТРОЕНИЕ И БИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ УДК 629.7.054.44: 629.7.05.067 Е.С. СОЛДАТКИНА, В.М. СОЛДАТКИН ВИХРЕВАЯ СИСТЕМА ВОЗДУШНЫХ СИГНАЛОВ ДОЗВУКОВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Раскрываются особенности построения и алгоритмы обработки информации вихревого датчика аэродинамического угла и истинной воздушной скорости дозвукового самолета, обеспечивающего дополнительно измерение других высотно-скоростных параметров полета. <...> Ключевые слова: самолет, аэродинамические углы, истинная воздушная скорость, измерение, вихревой датчик, дополнительное измерение, высотно-скоростные параметры. <...> При решении задач пилотирования и обеспечения безопасности полета самолета широко используется информация о величине и составляющих вектора истинной воздушной скорости, аэродинамических углах атаки и скольжения, барометрической высоте и приборной скорости, определяющих динамику движения самолета относительно окружающей воздушной среды [1]. <...> Несмотря на достигнутые успехи, современные средства измерения указанных высотно-скоростных параметров полета самолета не всегда удовлетворяют возрастающим требованиям по диапазону рабочих скоростей, точности и надежности работы в реальных условиях эксплуатации, получения интегрированной первичной информации с помощью одного датчика. <...> Например, широко используемые на различных классах самолетов флюгерные датчики аэродинамических углов из-за наличия в набегающем воздушном потоке подвижного элемента в виде свободно ориентирующегося флюгера критичны к аэродинамическим возмущениям потока и нагружению подвижной системы, из-за малости устанавливающего момента флюгера при скоростях полета менее 100 км/ч – имеют значительные погрешности [2]. <...> При измерении истинной воздушной скорости самолета используется аэродинамический метод, для реализации которого с помощью приемника воздушных давлений и приемника температуры <...>