Естественные науки УДК 629.4+624.21 Е.А. КРУГОВОВА ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ КОЛЕБАНИЙ МОСТА НА ДИНАМИКУ ПОЕЗДА В ПРОГРАММНОМ КОМПЛЕКСЕ «УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ»1 В ПК УМ реализована методика компьютерного моделирования взаимодействия железнодорожных экипажей и мостов. <...> На ее основе проводятся исследования влияния колебаний пролетного строения на динамические характеристики движущегося по нему экипажа. <...> В работе используются детальные пространственные модели грузового состава и ферменного моста. <...> Анализируются вертикальные, продольные и поперечные силы, коэффициенты динамики «колесо-рельс». <...> В современных условиях развития железнодорожного транспорта проблема взаимодействия моста и движущегося экипажа приобретает особый интерес. <...> Меняются условия эксплуатации: растут скорости движения, повышаются нагрузки на ось. <...> Объектами исследования могут быть как мосты, так и экипажи. <...> При рассмотрении моста, помимо колебаний пролетного строения, интерес представляет также его напряженно-деформированное состояние. <...> В случае, когда объектом исследования является экипаж, на первый план выходят его динамические характеристики, показатели комфортности и безопасности. <...> Задача о влиянии на мосты подвижной нагрузки привлекает к себе внимание ученых уже более 100 лет. <...> Исторически наиболее ранними являются расчетные схемы, в которых действие экипажа заменено нагрузкой, а мост – упругой балкой [1,2]. <...> К первой относятся программы, в основе которых заложены (реализованы) методы динамики систем твердых и упругих тел («MSC.ADAMS» [3], «Simpack» [4], «Универсальный механизм» [5]). <...> Ко второй группе принадлежат специализированные программы для анализа мостовых конструкций - «MIDAS» [6], «LIRA» [7], «BELINDA» [8] и др., в которых воздействие экипажа на мост заменяется движущимися силами. <...> Представление экипажа распределенной нагрузкой имеет некоторую погрешность и в связи с тем, что объектом исследования может быть только конструкция моста, невозможно <...>