Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии УДК 621.9.047.7 В.П. СМОЛЕНЦЕВ, А.А. КОРОВИН ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТУРБУЛИЗАТОРОВ В КАНАЛАХ ОХЛАЖДЕНИЯ ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В статье рассматривается влияние размеров и формы турбулизаторов на интенсификацию проточного охлаждения узлов жидкостных ракетных двигателей и предложен эффективный электрохимический метод их получения. <...> ВВЕДЕНИЕ Интенсификация охлаждения камеры сгорания и сопла жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) является одним из основных направлений их дальнейшего совершенствования. <...> В настоящее время наиболее эффективным способом такого процесса является наружное проточное охлаждение – компонент топлива (горючее или окислитель) прокачивается по каналам камеры сгорания и сопла, унося часть тепловой энергии. <...> В большинстве случаев каналы охлаждения конструктивно реализуют по схеме, представленной на рисунке 1. <...> На рисунке 1 представлено поперечное сечение типовых каналов охлаждения 4, выполненных фрезеровкой в «огневой» стенке 1 с последующим креплением к торцам полученных ребер 2 наружной «рубашки» 3 (чаще всего – пайкой). <...> Большие скорости охладителя обеспечивают турбулентный характер его течения, что положительно влияет на интенсивность теплообмена между компонентом и стенками каналов изделия. <...> Однако известно, что при турбулентном режиме Рисунок 1 – Поперечное сечение течения жидкости в пристеночной зоне образуется тонкий пограничный ламинарный слой [1], теплопередача в котором менее интенсивна по сравнению с турбулентным перемешиванием в основном потоке. <...> Очевидно, что снижение термического сопротивления пристеночного ламинарного слоя потока позволит значительно повысить общую интенсивность охлаждения. <...> Одним из эффективных способов снижения термического сопротивления пограничного ламинарного слоя является его разрушение выступами-турбулизаторами (рис. <...> 1 – «огневая» стенка; 2 – ребро охлаждения; 3 <...>