Экономические и гуманитарные науки УДК 330.162: 331.101.262 Ф.Б. ВЛАСОВ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ Исследуются сущность и формы социального капитала в экономике, его институциональные предпосылки и роль как фактора инновационной активности. <...> Сегодня для экономики России ключевым приоритетом является переход к инновационной модели экономического развития. <...> Чтобы добиться этого необходимо серьезно повысить уровень инновационной активности экономических агентов. <...> Одним из условий такого повышения служит укрепление доверия на всех уровнях хозяйственного взаимодействия. <...> В свою очередь, доверие выступает важным признаком накопленного страной социального капитала. <...> В ней сущность данной категории раскрывается через противопоставление физическому и человеческому капиталу. <...> Социальный же капитал еще менее осязаем, поскольку он существует только во взаимоотношениях индивидов», - пишет Коулман [1]. <...> Материальным носителем социального капитала являются социальные сети устойчивые системы социальных связей, основанные на доверии между индивидами. <...> Их роль особенно четко показана в трудах Ф. <...> «Доверие – это возникающее у членов сообщества ожидание того, что другие его члены будут вести себя более или менее предсказуемо, честно и с вниманием к нуждам окружающих, в согласии с некоторыми общими нормами», - пишет он [2]. <...> Характеризуя роль доверия в экономике и моральных норм, на которых оно основывается, Фукуяма отмечает: «Не принижая роли договора и эгоистического интереса как основ ассоциации, надо сказать, что наиболее действенные организации имеют под собой другую основу: коллектив, объединенный общими этическими ценностями. <...> Членам таких коллективов не требуется подробная контрактноправовая регламентация их отношений, потому что существующий между ними моральный консенсус является базисом их взаимного доверия» [2]. <...> Фукуяма <...>